Консоли СССР и ЭКВМ - ретроспекция электронных игр

IMG_20231130_161017.jpg
Очень часто слышу, что в СССР были только деревянные игрушки, оловянные солдатики, железные машины и прочие сказки про те времена. И очень часто забывают, что в советское время было много электронных игр, игровых приставок, консолей и даже были компьютеры. Хотя последние были не распространены, но не в силу отсталости СССР, а в силу того, что в те времена компьютер в принципе был редкость, в любой стране. Сам я застал ещё Брежнева, потом был Андропов, Черненко ну и «любимый» Горбачёв всё это дело развалил, но вернёмся к советским портативным электронным играм. Кстати, многие портативные советские игры ещё можно найти во многих семьях стран бывшего СССР, где они по сей день радуют детей.
1700757428552.png
Хотелось бы рассказать о наших устройствах того тысячелетия и современности на страницах нашего ресурса. Многие знают советские игровые консоли типа Электроника ИМ. Первая такая игра появилась у нас в семье ещё в том веке в 1985. Игра называлась Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!». Игра работала в том тысячелетии и по сей день она в строю!
254a0f.jpg
Обладать такой игрой мог не каждый. Стоимость её была около 25 рублей, но даже при такой стоимости был острый дефицит этих устройств. Для сравнения, проезд в трамвае тогда стоил 3 копейки, в троллейбусе 4 копейки, автобус 5 копеек., стоимость стакана минералки одна копейка, а средняя зарплата 120 – 160 рублей. Карманные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo в 1981—1982 годах (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие). В дальнейшем, мало кто знает, таких советских игровых карманных консолей было выпущено более ста видов. Причём многие уже были произведены самостоятельно и имели уникальную игру. Есть у нас ещё игра рабочая Электроника ИМ-09 «Космический мост».
d4eb76.jpg
Игр было большое количество, таких и вообще подобных, об этом расскажу подробнее… Иногда игры претерпевали незначительные изменения, например вот тут видно, что есть отличия рисунка шорт волка и разновидность кур менялась.
bd1fcf.jpg
Было не мало вариантов самих корпусов на эти игры. Хотя сама экранная игра была одинаковая. Помимо игровых карманных игрушек было множество других портативных электронных игр. Вообще, микропроцессорные игры серии «Электроника» — серия советских электронных игр, в основном объединённых в единую серию «Электроника ИМ» (ИМ — игра микропроцессорная). Эта серия включает в себя как карманные, так и настольные электронные игры, подвижные роботы, музыкальные инструменты и так далее. Например в году 1988 появилась у нас Электроника Морской бой, настольная игра.
1ee617.jpg
Лет 10 была у нас, потом фишки и корабли растерялись и сама игра благополучно была разобрана для изучения и потеряна для общества).
Игры выпускались заводами СССР: «Ангстрем» (Зеленоград), «Микрон» (Зеленоград), «Арзамасским Заводом Радиодеталей» (Арзамас), «Биллюр» (Гянджа), «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск), «Октябрь» (Винница), «Протон» (Орёл), «Северодонецким Приборостроительным Заводом» (Северодонецк), «Восход» (Калуга), «Эллар» (Рига), и некоторыми другими. Некоторые игры также выпускались заводом «Ангстрем» в экспортном варианте, с индексами «Angstrem MG-xx» и надписями на корпусе и упаковке на английском языке. Аналогично в экспортном варианте игры выпускал Орловский ПО «Протон», их отличительной особенностью была небольшая картинка из игровой ситуации на лицевой панели и дублирование наименования игры на английском и русском языках. Небольшими партиями игры выпускаются и в современной России.

Электронная игра семейства «Ну, погоди!» состоит из корпуса, жидкокристаллического экрана с силуэтами изменяющихся элементов игровой ситуации и печатной платы. Изображение, создаваемое жидкокристаллическим экраном, дополняется неподвижными разноцветными изображениями, нарисованными на прозрачном листе, положенном на экран (либо, в поздних выпусках, эти изображения нанесены на отражающую подложку ЖКИ).
04a761.jpg
Вся электронная часть игры выполнена на одной специализированной микросхеме. Ранние игры используют микроконтроллеры КБ1013ВКх-х.
407a35.jpg

Микросхемы КБ1013ВК1-2
Более поздние — КБ1515ХМ3-x. Помимо микросхемы на плате присутствуют «часовой» кварцевый резонатор (32768 Гц) и пьезоизлучатель ЗП-3.
7b630a.jpg

Микросхема КБ1013ВК1-2
Питание осуществляется от двух элементов МЦ0,105 или СЦ32.
9bd129.jpg
Микроконтроллер КБ1013 четырёхразрядный, имеет архитектуру гарвардского типа. На кристалле присутствуют ОЗУ объёмом 65 4-битных ячеек со страничной организацией 13×5, масочное (однократно программируемое при изготовлении) ПЗУ программ, таймер-счётчик, контроллер жидкокристаллических дисплеев, входной буфер и выходной регистр данных, блок управления резервированием мощности, тактовый генератор, устройство синхронизации. Задняя часть игры типа Электроника ИМ обычно имела ножку-подставку и отсек для двух батареек, как вот на моих играх.
d30db7.jpg
Микроконтроллер выполняет 55 команд. Из арифметики есть только одна команда сложения. Есть команды, выполняющие сразу по три действия (обмен аккумулятора и ОЗУ, наращивание адреса ячейки ОЗУ и смена страницы ОЗУ) Объём программы — 1830 команд. Выполнен по КМОП-технологии с Al-затвором, выпускался в планарных 60-ти выводных пластмассовых корпусах. Номенклатура серийно выпускаемых типов КБ1013: КБ1013 ВЕ3-2; КБ1013 ВЕ6-2; КБ1013 ВК1-2.
42c670.jpg
Синтезатор речи «Электроника СР-1» построен на советских аналогах оригинальных микросхем выпускавшихся в США фирмой TI для первого поколения игрушки «Speak'n'Spell». Кстати игровые консоли выпускались на многих заводах СССР. Вот примерный список заводов и их обозначения:
eb5f20.jpg

f80a4c.jpg
Игровых карманных консолей в СССР было выпущено множество. Различных по типу и размеру. , первенцы так сказать. Но были и более серьёзные устройства в СССР для карманного использования. Назывались они ЭКВМ и ПМК. И вот на них уже писались настоящие первые миди игры. Что бы было понятно, вот пример советская Электроника МК 90 (КПК трансформер) и виды её взаимодействия с флешками и ПК, игровые возможности:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Были и более простые карманные ЭКВМ типа Электроника МК 58, Электроника МК 85 (простых моделей было множество). А были более сложные, например Электроника МК 92 или Электроника МК 98 (- 2 сменных RAM-модуля емкостью 10 кбайт каждый, ЦПУ: КР1834ВМ86 (аналог Intel 80C86), ОЗУ: 128 кбайт). ​
1701189832500.png
Последние модели имели даже блоки расширения (док станции), превращаясь в настольный ПК, принтер или иное оборудование.​
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
ЭКВМ и ПМК были прообразом карманных персональных компьютеров. ЭКВМ выпускаются и сейчас в России. Например вот некоторые модели:​
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152М,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-161,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-1152
Выпускают их для любителей программировать, но в основном для медицинского и иного оборудования, а так же для коммерческого использования в автоматизации. Экраны тут самые простейшие, по сути пиксельные. Устройства могут объединяться в сети и выходить в интернет, работать с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. На таких устройствах ставят eForth, Калисто или пишут простенькие игры:
7ae5a9.jpg

На сегодняшний день существует много аналогов настольных электронных игр. А вот небольших карманных пиксельных игр (консолей) особо не припомню. Сейчас все играют на смартфонах. Или на карманных консолях с цветными экранами, обычно зарубежного производства. А вот так выглядят наши ЭКВМ:
7891d5.jpg

Эти устройства созданы для решений в области автоматизации и производства.
2fbde7.jpg

Производят их на . Думаю и в 2024-25 году их можно будет приобрести. На этих устройствах есть множество советских да и уже современных Российских прикладных программ и игровых программ. Есть полный набор простеньких игр для коротания времени, типа:
Змейка
21e4e7.jpg

Тетрис
2be9fa.jpg

Числа
6095fa.png

Охота на лис
929da8.png

Космические приключения
41a899.png

Сапёр с очень расширенным функционалом дополнительным
0e1b1f.jpg

Ну и графические приключения Охота на Вампуса
3420ca.png

Работают они на ЯМК, можно писать свои программы. Причем можно использовать графический дисплей или написать миди музыку. Например его миди возможности и подобных устройств можно увидеть на данном ролике:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Более подробно можно почитать у производителя НПП «СЕМИКО», .
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Встречаются аналогичные и импортные устройства. Но это уже тема отдельной заметки. Тут мы сильно углубляться в тему ЭКВМ и ПМК не будем. Продолжем рассматривать игровые консоли. Ниже я приведу список и постараюсь пополнять описание игр, консолей, ЭКВМ, ПЭВМ, ПК, ноутбуков и другой техники нашей страны (ну и может не только нашей) от и до. Которые известны на данный момент… Информацию брал с открытых источников в основном: своя коллекция, форумы, сайты, магазины раритетной техники, интернет магазины и т.д. Если кто-то знает ещё какие-то игры типа Электроника-ИМ и аналоги, имеет свои интересные карманные или игровые консоли, дополняйте заметку тут, выкладывайте свои фото и описания…

Постскриптум:

Так же в СССР славились электронные часы серии Электроника ЧН. Делают их и сейчас, умельцы даже делают , об этом . Выглядят часы серии ЧНП, так же как и советские/Российские часы серии Электроника / ЧН. Часы достаточно брутальные и не броские. Корпуса бывают различных цветов. На фото ниже, для сравнения: слева Электроника Лидер-08, по центру Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и справа Электроника ЧН-02.
Электроника - РКК. Классические часы с астрономическими функциями., изображение №19
На фото ниже, Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и модели советских / Российских / Белорусских известных часов серии Электроника.​
1703326890101.png
В настоящее время серийно производят часы Электроника различных моделей в Россиии и Белоруссии. Любителям раритетной техники могут понравится наши заметки про , или .

Источник: из архивов сайта zonatex.ru. Заметка автора.​
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Благодарности: baw, burovikk26 и vovanKARPO
golden_dragon

golden_dragon

Новостной агрегатор
Вернуться к: Авторское
Электронная карманная игра Аполло — «КИК БОКСИНГ»
(2011 год)
e4c191.jpg

Интересная электронная игра.
Корпус выполнен в виде клипс-замка. Можно носить на рюкзаке или поясе.

— Размеры: 140мм х 75мм х 30мм
— Вес: 60 г.
— Цвета корпуса: оранжевый
 
Электронная карманная игра Аполло — «Колор Риддл»
d2fbc6.jpg

Логическая Игра Колор Риддл теперь и в электронном виде.
Компьютер загадывает свою комбинацию цветов, которую Вам нужно отгадать.
Тренируй свою память!

— Цветной экран
— Два уровня сложности.
— Для одного или двух игроков.
— Возможность программирования своей собственной комбинации цветов.

Размеры:
— 70мм х 115мм х 27мм
— Размер экрана: 38мм х 48мм
— Вес: 85 г.
— Цвета корпуса: черный+оранжевый (комбинированный), черный+салатовый (комбинированный), черный+красный (комбинированный), черный+синий (комбинированный).
— Питание: 3 батарейки ААА.
 
Электронная карманная игра Аполло — «Smart number»
напоминает советскую Электронику ИМ «Весёлая арифметика»
766a1c.jpg

Быстрая математика (3 уровня)
— на дисплее будут появляться один за одним 20 вопросов. Испльзуйте кнопки чисел, чтобы ответить на них. В конце появится Ваш итоговый результат.

Падающее число
— на дисплее будут появляться числа. Вам предстоит их убирать посредством чисел на клавиатуре таким образом, чтобы сумма падающего числа и введенного Вами =10.

Числа-крысы
— На дисплее будут появляться числа из нор. Используйте числовые кнопки, чтобы убрать их.

Сравнение чисел
— на дисплее будут появляться числа сверху вниз. Необходимо выбрать число, равное падающему числу и убрать их. Если сумма двух последних чисел равняется 10, то Вы получаете звезду.

Дополнительная математика
— на дисплее будут появляться числа. Вам необходимо ввести сумму всех чисел, которые появлялись в данный момент на экране.

Наибольшая сумма
— на дисплее будут появляться 2 группы чисел. В течении 20 вопросов Вы должны выбрать, какая из групп в сумме больше.

Вход-выход
— на дисплее появятся дом и люди, в него входящие и выходящие. Сперва игроку предстоит подсчитать количество людей в доме. Затем- сколько человек входит и выходит. И, наконец, в течении 20 вопросов ответить, сколько человек осталось в доме.
 
Электронная карманная игра Аполло — «Судоку- мини»
2188e3.jpg

Упрощенный (карманный) вариант древней японской головоломки Sudoku (Судоку) в электронном виде. Цель игры- решить головоломку одним и только одним способом — заполнить все ячейки таким образом, чтобы в каждом ряду, в каждой колонке и в каждом квадрате (3х3) были все числа — от 1 до 9. Другими словами, каждое число может появляться в каждом ряду, колонке или квадрате только один раз.
— 4 уровня сложности
— автоматическое сохранение игры в памяти
— таймер
— звуковые оповещения
— проверка правильности хода
— резиновые кнопки управления
Размеры: 60мм х 105мм х 15мм
Вес: 60 г.
 
Шахматы Аполло «ЛСД Чесс Мастер»
1c114b.jpg

Шахматы имеют удобный портативный размер, поэтому играть в них можно не только дома, но и в дороге, на прогулке и т.д. Игра производится с помощью съемного джойстика, имеющего 8 направлений движения. Имеется также запасной джойстик. Правила игры в шахматы стандартные. Есть функция смены сторон. В игре запрограммированы различные уровни сложности — от начинающего до эксперта, а также 300 дебютов и окончаний игр.
У шахмат имеется режим тренировки, функция подсказки, функция отмены хода.
Для работы игры нужны 3 батарейки типа ААА (в комплект не входят, питание от адаптера невозможно).
Цвет корпуса: комбинированный — черный+ серебристый
Размер экрана: 37х45 мм
Размер игры: 77х130х20 мм
Вес: 90 г.
Упаковка: блистер
 
Электронная игра «Su Doku Plus» Аполло
005359.jpg

Цель игры- решить древнюю японскую головоломку!
 
Электронная игра Судоку с сенсорным экраном Аполло
af6f6a.jpg

Управление игрой производится с помощью специального стилуса.
Цель игры- решить головоломку одним и только одним способом — заполнить все ячейки таким образом, чтобы в каждом ряду, в каждой колонке и в каждом квадрате (3х3) были все числа — от 1 до 9.
 
Серия электронных игр Аполло — фонариков " Боулинг" (2012 год)
9142eb.jpg

Игра боулинг размещённая в карманном фонарике. Сбиваем кегли мячиком. Размеры: 152 мм х 25 мм х 25 мм. Вес: 50 г.
 
Серия электронных игр Аполло — фонариков «Охота на волков»
72e003.jpg

Предназначена для детей от 6 лет.
Игра развивает ловкость, смекалку, быстроту реакции,
прививает любовь к спортивным состязаниям.
Вашему ребенку понравится экран высокого разрешения
и яркий фонарик.
Игра работает от 4-х батареек типа АG13 (1,5 В)
(в комплект не входят).
Инструкция на русском языке находится
внутри упаковки.
225.86 руб.
 
Серия электронных игр Аполло для девочек — " Волшебный полёт"
cb3819.jpg

Особенности игры:
— Привлекательный для девочек цвет корпуса и его оформление.
— Забавная, увлекательная игра, полная захватывающих приключений.
— Главная героиня — девочка.
— Звуковые эффекты.

Размеры: 80мм х 135мм х 35мм
Размер экрана: 38мм х 28мм
Вес: 80 г.
Цвета корпуса: розовый, с рисунком.
Питание: 2 батарейки АG13
 
Серия электронных игр Аполло для девочек — «Подводные сокровища»
acb549.jpg

Особенности игры:
— Привлекательный для девочек цвет корпуса и его оформление.
— Забавная, увлекательная игра, полная захватывающих приключений.
— Главная героиня — девочка.
— Звуковые эффекты.

Размеры: 80мм х 135мм х 35мм
Размер экрана: 38мм х 28мм
Вес: 80 г.
Цвета корпуса: розовый, с рисунком.
Питание: 2 батарейки АG13
 
Серия электронных игр Аполло для девочек — «Отважная скалолазка»
6be761.jpg
 
В 2012 году фирма «Аполло Электроникс» свернула деятельность. Рынок ушёл в сторону плей маркетов и игр на смартфонах. Игры там стали более доступные и разнообразные. Сами выше перечисленные игры ещё можно было купить в интернет магазинах по 2014 год включительно.

Если кого интересует процесс игры на таких карманных приставках ( консолях ), то существуют множество эмуляторов для айфон и андроид, под ваш телефон. На персональном компьютере, так же можно вспомнить детство опробовать игровой процесс таких игр.

Например тут:

Там можно выбрать несколько десятков типов игр, включая советские и типа Аполло…