Консоли СССР и ЭКВМ - ретроспекция электронных игр

IMG_20231130_161017.jpg
Очень часто слышу, что в СССР были только деревянные игрушки, оловянные солдатики, железные машины и прочие сказки про те времена. И очень часто забывают, что в советское время было много электронных игр, игровых приставок, консолей и даже были компьютеры. Хотя последние были не распространены, но не в силу отсталости СССР, а в силу того, что в те времена компьютер в принципе был редкость, в любой стране. Сам я застал ещё Брежнева, потом был Андропов, Черненко ну и «любимый» Горбачёв всё это дело развалил, но вернёмся к советским портативным электронным играм. Кстати, многие портативные советские игры ещё можно найти во многих семьях стран бывшего СССР, где они по сей день радуют детей.
1700757428552.png
Хотелось бы рассказать о наших устройствах того тысячелетия и современности на страницах нашего ресурса. Многие знают советские игровые консоли типа Электроника ИМ. Первая такая игра появилась у нас в семье ещё в том веке в 1985. Игра называлась Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!». Игра работала в том тысячелетии и по сей день она в строю!
254a0f.jpg
Обладать такой игрой мог не каждый. Стоимость её была около 25 рублей, но даже при такой стоимости был острый дефицит этих устройств. Для сравнения, проезд в трамвае тогда стоил 3 копейки, в троллейбусе 4 копейки, автобус 5 копеек., стоимость стакана минералки одна копейка, а средняя зарплата 120 – 160 рублей. Карманные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo в 1981—1982 годах (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие). В дальнейшем, мало кто знает, таких советских игровых карманных консолей было выпущено более ста видов. Причём многие уже были произведены самостоятельно и имели уникальную игру. Есть у нас ещё игра рабочая Электроника ИМ-09 «Космический мост».
d4eb76.jpg
Игр было большое количество, таких и вообще подобных, об этом расскажу подробнее… Иногда игры претерпевали незначительные изменения, например вот тут видно, что есть отличия рисунка шорт волка и разновидность кур менялась.
bd1fcf.jpg
Было не мало вариантов самих корпусов на эти игры. Хотя сама экранная игра была одинаковая. Помимо игровых карманных игрушек было множество других портативных электронных игр. Вообще, микропроцессорные игры серии «Электроника» — серия советских электронных игр, в основном объединённых в единую серию «Электроника ИМ» (ИМ — игра микропроцессорная). Эта серия включает в себя как карманные, так и настольные электронные игры, подвижные роботы, музыкальные инструменты и так далее. Например в году 1988 появилась у нас Электроника Морской бой, настольная игра.
1ee617.jpg
Лет 10 была у нас, потом фишки и корабли растерялись и сама игра благополучно была разобрана для изучения и потеряна для общества).
Игры выпускались заводами СССР: «Ангстрем» (Зеленоград), «Микрон» (Зеленоград), «Арзамасским Заводом Радиодеталей» (Арзамас), «Биллюр» (Гянджа), «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск), «Октябрь» (Винница), «Протон» (Орёл), «Северодонецким Приборостроительным Заводом» (Северодонецк), «Восход» (Калуга), «Эллар» (Рига), и некоторыми другими. Некоторые игры также выпускались заводом «Ангстрем» в экспортном варианте, с индексами «Angstrem MG-xx» и надписями на корпусе и упаковке на английском языке. Аналогично в экспортном варианте игры выпускал Орловский ПО «Протон», их отличительной особенностью была небольшая картинка из игровой ситуации на лицевой панели и дублирование наименования игры на английском и русском языках. Небольшими партиями игры выпускаются и в современной России.

Электронная игра семейства «Ну, погоди!» состоит из корпуса, жидкокристаллического экрана с силуэтами изменяющихся элементов игровой ситуации и печатной платы. Изображение, создаваемое жидкокристаллическим экраном, дополняется неподвижными разноцветными изображениями, нарисованными на прозрачном листе, положенном на экран (либо, в поздних выпусках, эти изображения нанесены на отражающую подложку ЖКИ).
04a761.jpg
Вся электронная часть игры выполнена на одной специализированной микросхеме. Ранние игры используют микроконтроллеры КБ1013ВКх-х.
407a35.jpg

Микросхемы КБ1013ВК1-2
Более поздние — КБ1515ХМ3-x. Помимо микросхемы на плате присутствуют «часовой» кварцевый резонатор (32768 Гц) и пьезоизлучатель ЗП-3.
7b630a.jpg

Микросхема КБ1013ВК1-2
Питание осуществляется от двух элементов МЦ0,105 или СЦ32.
9bd129.jpg
Микроконтроллер КБ1013 четырёхразрядный, имеет архитектуру гарвардского типа. На кристалле присутствуют ОЗУ объёмом 65 4-битных ячеек со страничной организацией 13×5, масочное (однократно программируемое при изготовлении) ПЗУ программ, таймер-счётчик, контроллер жидкокристаллических дисплеев, входной буфер и выходной регистр данных, блок управления резервированием мощности, тактовый генератор, устройство синхронизации. Задняя часть игры типа Электроника ИМ обычно имела ножку-подставку и отсек для двух батареек, как вот на моих играх.
d30db7.jpg
Микроконтроллер выполняет 55 команд. Из арифметики есть только одна команда сложения. Есть команды, выполняющие сразу по три действия (обмен аккумулятора и ОЗУ, наращивание адреса ячейки ОЗУ и смена страницы ОЗУ) Объём программы — 1830 команд. Выполнен по КМОП-технологии с Al-затвором, выпускался в планарных 60-ти выводных пластмассовых корпусах. Номенклатура серийно выпускаемых типов КБ1013: КБ1013 ВЕ3-2; КБ1013 ВЕ6-2; КБ1013 ВК1-2.
42c670.jpg
Синтезатор речи «Электроника СР-1» построен на советских аналогах оригинальных микросхем выпускавшихся в США фирмой TI для первого поколения игрушки «Speak'n'Spell». Кстати игровые консоли выпускались на многих заводах СССР. Вот примерный список заводов и их обозначения:
eb5f20.jpg

f80a4c.jpg
Игровых карманных консолей в СССР было выпущено множество. Различных по типу и размеру. , первенцы так сказать. Но были и более серьёзные устройства в СССР для карманного использования. Назывались они ЭКВМ и ПМК. И вот на них уже писались настоящие первые миди игры. Что бы было понятно, вот пример советская Электроника МК 90 (КПК трансформер) и виды её взаимодействия с флешками и ПК, игровые возможности:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Были и более простые карманные ЭКВМ типа Электроника МК 58, Электроника МК 85 (простых моделей было множество). А были более сложные, например Электроника МК 92 или Электроника МК 98 (- 2 сменных RAM-модуля емкостью 10 кбайт каждый, ЦПУ: КР1834ВМ86 (аналог Intel 80C86), ОЗУ: 128 кбайт). ​
1701189832500.png
Последние модели имели даже блоки расширения (док станции), превращаясь в настольный ПК, принтер или иное оборудование.​
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
ЭКВМ и ПМК были прообразом карманных персональных компьютеров. ЭКВМ выпускаются и сейчас в России. Например вот некоторые модели:​
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152М,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-161,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-1152
Выпускают их для любителей программировать, но в основном для медицинского и иного оборудования, а так же для коммерческого использования в автоматизации. Экраны тут самые простейшие, по сути пиксельные. Устройства могут объединяться в сети и выходить в интернет, работать с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. На таких устройствах ставят eForth, Калисто или пишут простенькие игры:
7ae5a9.jpg

На сегодняшний день существует много аналогов настольных электронных игр. А вот небольших карманных пиксельных игр (консолей) особо не припомню. Сейчас все играют на смартфонах. Или на карманных консолях с цветными экранами, обычно зарубежного производства. А вот так выглядят наши ЭКВМ:
7891d5.jpg

Эти устройства созданы для решений в области автоматизации и производства.
2fbde7.jpg

Производят их на . Думаю и в 2024-25 году их можно будет приобрести. На этих устройствах есть множество советских да и уже современных Российских прикладных программ и игровых программ. Есть полный набор простеньких игр для коротания времени, типа:
Змейка
21e4e7.jpg

Тетрис
2be9fa.jpg

Числа
6095fa.png

Охота на лис
929da8.png

Космические приключения
41a899.png

Сапёр с очень расширенным функционалом дополнительным
0e1b1f.jpg

Ну и графические приключения Охота на Вампуса
3420ca.png

Работают они на ЯМК, можно писать свои программы. Причем можно использовать графический дисплей или написать миди музыку. Например его миди возможности и подобных устройств можно увидеть на данном ролике:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Более подробно можно почитать у производителя НПП «СЕМИКО», .
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Встречаются аналогичные и импортные устройства. Но это уже тема отдельной заметки. Тут мы сильно углубляться в тему ЭКВМ и ПМК не будем. Продолжем рассматривать игровые консоли. Ниже я приведу список и постараюсь пополнять описание игр, консолей, ЭКВМ, ПЭВМ, ПК, ноутбуков и другой техники нашей страны (ну и может не только нашей) от и до. Которые известны на данный момент… Информацию брал с открытых источников в основном: своя коллекция, форумы, сайты, магазины раритетной техники, интернет магазины и т.д. Если кто-то знает ещё какие-то игры типа Электроника-ИМ и аналоги, имеет свои интересные карманные или игровые консоли, дополняйте заметку тут, выкладывайте свои фото и описания…

Постскриптум:

Так же в СССР славились электронные часы серии Электроника ЧН. Делают их и сейчас, умельцы даже делают , об этом . Выглядят часы серии ЧНП, так же как и советские/Российские часы серии Электроника / ЧН. Часы достаточно брутальные и не броские. Корпуса бывают различных цветов. На фото ниже, для сравнения: слева Электроника Лидер-08, по центру Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и справа Электроника ЧН-02.
Электроника - РКК. Классические часы с астрономическими функциями., изображение №19
На фото ниже, Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и модели советских / Российских / Белорусских известных часов серии Электроника.​
1703326890101.png
В настоящее время серийно производят часы Электроника различных моделей в Россиии и Белоруссии. Любителям раритетной техники могут понравится наши заметки про , или .

Источник: из архивов сайта zonatex.ru. Заметка автора.​
 
Последнее редактирование:
  • Спасибо
Благодарности: baw, burovikk26 и vovanKARPO
golden_dragon

golden_dragon

Новостной агрегатор
Вернуться к: Авторское
Электронные шахматы ШК-1
f86cb2.jpg

Каждая клетка доски имеет контакт. Чтобы произвести ход надо сначала нажать фигуркой на клетку «откуда», а затем нажать на клетку «куда». Компьютер показывает свои ходы аналогичным образом, но он зажигает по очереди светодиоды, расположенные по краям доски, и положение фигуры определяется по пересечению зажженных светодиодов
 
«Электроника ИМ-29»
cb2f1e.jpg

«Шахматный партнер»с индикатором на жидких кристаллах
 
«Альтаира» типа Электроника ИМ — игра и дозиметр «Альтаир ДБГБ-06И»
f7a6bc.jpg

Говорят, всего было выпущено 500 экземпляров (пронумерованы вручную!), в продажу не поступали. Питается от четырех батареек размером крупнее обычных (см. фото), но можно ставить и типовые AG13.
646467.jpg

Режим дозиметра включается удерживанием верхней правой кнопки в режиме «часы» — раздается звуковой сигнал, после чего начинается отсчет в течение примерно минуты.
e3c301.jpg

По окончании измерения — сигнал «конец игры» и показания в мкЗв/ч (0:10 = 0,1 мкЗв/ч = 10 мкр/ч). Паспорта с коробкой, к сожалению, не сохранилось, но размер впечатляет.
a66dbd.jpg

Крепежные винты — шлиц, центральный нижний снабжен серебристой номерной пломбой («19»).
b6221f.jpg

Сзади на корпусе надпись «ДЛЯ ПЕРЕХОДА К МКР/Ч ПОЛУЧЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ УМНОЖИТЬ НА 100». Дозиметр, судя по всему, вполне функционален — показания стабильны и меняются в зависимости от местонахождения (в комнатах меряет 5-7, в утепленной лоджии, которая у меня служит кабинетом — 10-12,
 
Настали времена развала союза, и игры постепенно переставали делать. Есть вот такая очень редкая игра
Электроника ИМ — Золотая антилопа
7355ac.jpg

Рабочей версии не видел, но на форумах пишут, что была. Там нужно было монеты из под копыт антилопы ловить. По типу «Ну, погоди!»
 
Коль портал у нас технический, чуть отвлекусь от игр. Союз распался и в основном на рынок пришел импорт. Наши заводы практически все развалились или находились в стадии банкротства. А вот наш, Российский, завод Ангстрем продолжал делать мелкие партии игр, бытовой техники. Стоит отметить, что есть фото с завода. Точнее с его музея. А музея уже нету, закрыли. Поэтому, оставлю тут не большой очерк о нашем известном производителе Ангстрем (Зеленоград) Московская область.
b105e5.jpg

Именно на «Ангстреме» начался выпуск микросхем, разрабатываемых, в первую очередь, для нужд оборонной и космической промышленности. В 1970 году созданная в Зеленограде микросхема «Тропа» побывала на «Луне» в составе автоматической межпланетной станции «Луна-17».
7ca859.jpg

В те времена 90 процентов выпускаемых в Советском Союзе микросхем производились на заводе «Ангстрем». Размеры и формы корпуса микросхем разрабатывались индивидуально в зависимости от конкретного назначения и места применения изделия.
8b11f9.jpg

Микросхемы в музее можно рассмотреть во всех подробностях — представлены здесь и фрагменты полупроводниковых кремниевых пластин, которые служат полуфабрикатом для изготовления микросхем.
18bff7.jpg

Первенцом завода среди товаров народного потребления стал революционный для тех времен миниатюрный радиоприемник. Крупную партию таких изделий у «Ангстрема» закупила Франция, в которой посчитали, что такие радиоприемники являются идеальным решением для больниц, пациенты которых с их помощью смогут избежать споров о предпочтениях в области музыки. Запечатленный на фотографии экземпляр выпущен к 100-летию со дня рождения Ленина, отмечавшемуся в 1970 году.
fb1bc0.jpg

Микрокалькулятор «Электроника Б3-04» в середине 70-х годов едва не стал причиной дипломатического скандала. Одно из японских предприятий электронной промышленности уличило «Ангстрем» в «плагиате» — внешний вид «Электроники» практически полностью повторял дизайн калькулятора японского производства. Однако, когда представителям японского завода продемонстрировали начинку прибора, им пришлось отозвать свои претензии — оказалось, что советские инженеры, поставленные перед задачей создать изделие не хуже, чем у конкурентов из капиталистического мира, действительно не стали тратить много времени на разработку дизайна, однако в том, что касается «мозгов» калькулятора, пошли своим путем, кардинально отличающимся от японского.
548349.jpg

Калькуляторов в музее «Ангстрема» представлено великое множество. Некоторые из изделий, ставших музейными экспонатами, выпускались в рамках специальных серий, приуроченных к какому-нибудь юбилею или значимому событию — например, московской Олимпиаде 1980 года, либо сами становились юбилейными экземплярами продукции.
c2e37d.jpg

Ну и сами портативные консоли. Которые нынче уже не выпускают. Сейчас Ангстрем делает чипы для банковских систем и компьютеров. Увы но игры перестали делать. Музей закрыли. Пусть хоть тут информация останется.
 
Кстати, тут можно ещё вспомнить Ангстремовский переводчик English Teacher
3c3caa.jpg

Продавался для школ и на экспорт.
 
Я тут обратил сейчас внимание, на последние фото. Там на витрине лежит в экспозиции Тамагочи.
d5d82c.jpg

Многие думают, что это шутка. Но на таком предприятии шутки не приветствуются в музеях. И из Википедии мы знаем, что в СССР планировали делать отечественные Тамагочи, под брендом ТАМАКОЧИ. А именно: Серия «ТОМАКОЧИ»[1] — Игры электронные микропроцессорные

«ИМ-101»
«ИМ-102»
«ИМ-103»
«ИМ-104»
Но о них информации нигде не осталось, кроме как в описани ТТХ и гостах. Может это и есть неуловимый отечественный ТАМАКОЧИ?
 
На той же фото, можно увидеть уже современную Российскую игровую консоль
Ангстрем ИМ 50М
4b0fc0.jpg

Более хорошей фото нету у меня. Но я видел у друга такую в живую. Игра, аналогична Электроники ИМ50, Весёлая Арифметика.
cc785c.jpg
 
Прошло время перестройки гОрбачёва, и его «благое» дело по развалу страны успешно закончил алкаш еЛьцин. На том выпуск бытовой электроники и на Российском Ангстреме прекратился примерно в 2006-20010 годах. Даты рознятся, т.к. многую технику и консоли игровые делали штучно из старых запасов запчастей. Рынок заполняет практически полностью импорт, в массе своей Китайский.
Но и после 2010 года народ любил консольные игры, типа Электроника ИМ.
 
Стоит вспонить Российский Бренд — Apollo Electronics

История компании начинается в 1994 году, когда фирма Apollo World Wide Ltd. (HK) создала в Москве подразделение по закупке полупроводников в России. В это время фирма Apollo World Wide Ltd. уже освоила производство электронных игр и телевизионных приставок, часов и будильников. В 1997 году фирма Apollo World Wide Ltd. была одним из лидеров производства и продаж знаменитой игры «Тамакочи». Потеря конкурентоспособности российских производителей полупроводников с 2000 года привела к падению интереса фирмы Apollo World Wide Ltd. к российскому рынку. В феврале 2003 года была основана Российская фирма «Аполло Электроникс». Основная задача нового менеджмента состояла в том, чтобы выйти из зависимости одного поставщика и наладить отношения с новыми производителями электронных игр. Сфера деятельности фирмы — разработка и адаптация качественных электронных игр под собственной Российской торговой маркой Apollo, а так же, импорт и оптовая продажа на российском рынке других брендов. Наша ниша – это непосредственно качественные электронные игры.
Т.е. — Китай но с качественным сервисом и русификацией. Конечно у нас были уже игры и консоли от Nintendo, Сеги, Сони и других брендов. Но именно фирма «Аполло Электроникс» постаралась сделать наиболее качественную линейку игр, похожих на консоли из СССР, типа Электроники ИМ. И даже развила её. О чем чуть ниже, пожалуй напишу, коль уж начал
ab.gif
 
Электронная карманная игра Аполло — «Царь-Скорпион»
ориентировочно (2008- 2010 года )
d9a7df.jpg

Эта игра возродила ушедшую с российского рынка знаменитую «Электронику». Аналог игры, советских времён, Электроника ИМ-03 «Тайны океана». Игрок управляет героем. Задача состоит в том, чтобы спуститься вниз, набрать из сундука сокровища и вернуться обратно в корзину воздушного шара. Если вы в течение 30 сек. после начала игры не спустите героя вниз, он автоматически выпрыгнет из корзины. Будьте внимательны! С пустыми руками вернуться назад, в корзину воздушного шара, невозможно! Остерегайтесь клешней Царя — Скорпиона! На игру дается 3 попытки. Рекомендуется детям с 5 лет. Размеры: 100 мм х 65 мм х 5 мм. Цвет корпуса: красный (полупрозрачный). Питание: 2 батарейки AG13. Вес: 100 гр. Цена в магазинах на то время 300 рублей.
14e65b.jpg

Была ещё такая же, под брендом «Играем вместе»
 
Электронная карманная игра Аполло — «Лесное приключение»
65a61d.jpg

В игре Вы управляете героем, задачей которого является освободить принцессу из темницы. Для того, чтобы открыть темницу нужно добраться до ключа. В процессе игры остерегайтесь ос и капканов. Будьте осторожны, не упадите с ветки дерева! Рекомендуется детям с 5 лет. Размеры: 100 мм х 65 мм х 5 мм. Цвет корпуса: синий (полупрозрачный). Питание: 2 батарейки AG13. Вес: 100 гр.
 
Электронная карманная игра Аполло — " Куриная ферма"
, можно сказать «Яйцеловка версии 2.0.»
dd86d2.jpg

Игрок управляет девочками и мальчиком. Задача игрока состоит в том, чтобы собирать в корзину яйца, которые несут куры. В корзинку помещается максимум пять яиц. По мере наполнения корзины яйца нужно отдавать фермеру. Время от времени появляется лиса, которая ворует яйца из корзины. Попытка при этом не теряется, но будьте осторожны. На одну игру дается три попытки. Корзина перемещается только в горизонтальной плоскости, то есть игра скорее похожа на советскую игру «Веселый повар». В игру встроены часы и будильник. Рекомендуется детям с 5 лет. Размеры: 100 мм х 65 мм х 5 мм. Цвет корпуса: желтый (полупрозрачный). Питание: 2 батарейки AG13. Вес: 100 гр.
 
Электронная карманная игра Аполло — «Медведь и мед»
58f04d.jpg

В игре Вы управляете медведем, который, передвигаясь по веревочной лестнице и по веткам деревьев влево, вправо, вниз и вверх открывает воронки с медом. Не допускайте переполнения воронок, старайтесь собрать весь мед в хранилища. В одну воронку входит не более трех порций меда. Будьте осторожны! При переполнении воронок и при падении с лестницы или с веток деревьев вы теряете одну попытку, которых в игре три. Цель игры состоит в том, чтобы собрать как можно больше меда в хранилища, которые находятся в нижних углах игрового поля. Рекомендуется детям с 5 лет. Размеры: 100 мм х 65 мм х 5 мм. Цвет корпуса: зеленый (полупрозрачный). Питание: 2 батарейки AG13. Вес: 100 гр.
91519b.jpg
 
Ещё было очень много Тетрисов и Тамагочи. То же игры, но их было очень много. Первый тетрис на нашем рынке был уже упомянутый Электроника ИМ20 «Суперкубики» (СССР), тамагочи вроде не сделали или нам об этом не известно.
9568dd.jpg

Аполло на рынок выпустила очень много разновидностей Тетрисов и Тамагочи, продавались они до 2005 года примерно, потом исчезли. Уступили место телефонам и их играм.
91bd77.jpg
 
Электронная карманная игра Аполло — "99 ЛУЧШИХ"
(2011 год)
f97f41.jpg

Девяносто девять уровней самых лучших игр — сражение танков, автогонки, пинбол, дракон, два вида стрельбы, звездные войны, игра в кости, light out, охота за привидениями, магический тетрис, классический тетрис.
Корпус в виде мобильного телефона.

Размеры: 150мм х 65мм х 25 мм
Вес: 90 г.
Цвета корпуса: желтый, малиновый, салатовый, оранжевый.