Очень часто слышу, что в СССР были только деревянные игрушки, оловянные солдатики, железные машины и прочие сказки про те времена. И очень часто забывают, что в советское время было много электронных игр, игровых приставок, консолей и даже были компьютеры. Хотя последние были не распространены, но не в силу отсталости СССР, а в силу того, что в те времена компьютер в принципе был редкость, в любой стране. Сам я застал ещё Брежнева, потом был Андропов, Черненко ну и «любимый» Горбачёв всё это дело развалил, но вернёмся к советским портативным электронным играм. Кстати, многие портативные советские игры ещё можно найти во многих семьях стран бывшего СССР, где они по сей день радуют детей.
Хотелось бы рассказать о наших устройствах того тысячелетия и современности на страницах нашего ресурса. Многие знают советские игровые консоли типа Электроника ИМ. Первая такая игра появилась у нас в семье ещё в том веке в 1985. Игра называлась Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!». Игра работала в том тысячелетии и по сей день она в строю!
Обладать такой игрой мог не каждый. Стоимость её была около 25 рублей, но даже при такой стоимости был острый дефицит этих устройств. Для сравнения, проезд в трамвае тогда стоил 3 копейки, в троллейбусе 4 копейки, автобус 5 копеек., стоимость стакана минералки одна копейка, а средняя зарплата 120 – 160 рублей. Карманные игры серии «Электроника» с индикатором на жидких кристаллах — линейка советских портативных игровых устройств с жидкокристаллическим экраном, выпускавшихся разными производителями под общей торговой маркой «Электроника» с 1984 года. Часть игр этого семейства являлись копиями, аналогами и вариациями электронных игрушек Game & Watch серии «Wide Screen», выпущенных компанией Nintendo в 1981—1982 годах (EGG, Octopus, Mickey Mouse, Chef и другие). В дальнейшем, мало кто знает, таких советских игровых карманных консолей было выпущено более ста видов. Причём многие уже были произведены самостоятельно и имели уникальную игру. Есть у нас ещё игра рабочая Электроника ИМ-09 «Космический мост».
Игр было большое количество, таких и вообще подобных, об этом расскажу подробнее… Иногда игры претерпевали незначительные изменения, например вот тут видно, что есть отличия рисунка шорт волка и разновидность кур менялась.
Было не мало вариантов самих корпусов на эти игры. Хотя сама экранная игра была одинаковая. Помимо игровых карманных игрушек было множество других портативных электронных игр. Вообще, микропроцессорные игры серии «Электроника» — серия советских электронных игр, в основном объединённых в единую серию «Электроника ИМ» (ИМ — игра микропроцессорная). Эта серия включает в себя как карманные, так и настольные электронные игры, подвижные роботы, музыкальные инструменты и так далее. Например в году 1988 появилась у нас Электроника Морской бой, настольная игра.
Лет 10 была у нас, потом фишки и корабли растерялись и сама игра благополучно была разобрана для изучения и потеряна для общества).
Игры выпускались заводами СССР: «Ангстрем» (Зеленоград), «Микрон» (Зеленоград), «Арзамасским Заводом Радиодеталей» (Арзамас), «Биллюр» (Гянджа), «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск), «Октябрь» (Винница), «Протон» (Орёл), «Северодонецким Приборостроительным Заводом» (Северодонецк), «Восход» (Калуга), «Эллар» (Рига), и некоторыми другими. Некоторые игры также выпускались заводом «Ангстрем» в экспортном варианте, с индексами «Angstrem MG-xx» и надписями на корпусе и упаковке на английском языке. Аналогично в экспортном варианте игры выпускал Орловский ПО «Протон», их отличительной особенностью была небольшая картинка из игровой ситуации на лицевой панели и дублирование наименования игры на английском и русском языках. Небольшими партиями игры выпускаются и в современной России.
Электронная игра семейства «Ну, погоди!» состоит из корпуса, жидкокристаллического экрана с силуэтами изменяющихся элементов игровой ситуации и печатной платы. Изображение, создаваемое жидкокристаллическим экраном, дополняется неподвижными разноцветными изображениями, нарисованными на прозрачном листе, положенном на экран (либо, в поздних выпусках, эти изображения нанесены на отражающую подложку ЖКИ).
Вся электронная часть игры выполнена на одной специализированной микросхеме. Ранние игры используют микроконтроллеры КБ1013ВКх-х.
Микросхемы КБ1013ВК1-2Более поздние — КБ1515ХМ3-x. Помимо микросхемы на плате присутствуют «часовой» кварцевый резонатор (32768 Гц) и пьезоизлучатель ЗП-3.
Микросхема КБ1013ВК1-2Питание осуществляется от двух элементов МЦ0,105 или СЦ32.
Микроконтроллер КБ1013 четырёхразрядный, имеет архитектуру гарвардского типа. На кристалле присутствуют ОЗУ объёмом 65 4-битных ячеек со страничной организацией 13×5, масочное (однократно программируемое при изготовлении) ПЗУ программ, таймер-счётчик, контроллер жидкокристаллических дисплеев, входной буфер и выходной регистр данных, блок управления резервированием мощности, тактовый генератор, устройство синхронизации. Задняя часть игры типа Электроника ИМ обычно имела ножку-подставку и отсек для двух батареек, как вот на моих играх.
Микроконтроллер выполняет 55 команд. Из арифметики есть только одна команда сложения. Есть команды, выполняющие сразу по три действия (обмен аккумулятора и ОЗУ, наращивание адреса ячейки ОЗУ и смена страницы ОЗУ) Объём программы — 1830 команд. Выполнен по КМОП-технологии с Al-затвором, выпускался в планарных 60-ти выводных пластмассовых корпусах. Номенклатура серийно выпускаемых типов КБ1013: КБ1013 ВЕ3-2; КБ1013 ВЕ6-2; КБ1013 ВК1-2.
Синтезатор речи «Электроника СР-1» построен на советских аналогах оригинальных микросхем выпускавшихся в США фирмой TI для первого поколения игрушки «Speak'n'Spell». Кстати игровые консоли выпускались на многих заводах СССР. Вот примерный список заводов и их обозначения:
Игровых карманных консолей в СССР было выпущено множество. Различных по типу и размеру.
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152М,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-161,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-1152
Выпускают их для любителей программировать, но в основном для медицинского и иного оборудования, а так же для коммерческого использования в автоматизации. Экраны тут самые простейшие, по сути пиксельные. Устройства могут объединяться в сети и выходить в интернет, работать с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. На таких устройствах ставят eForth, Калисто или пишут простенькие игры:
На сегодняшний день существует много аналогов настольных электронных игр. А вот небольших карманных пиксельных игр (консолей) особо не припомню. Сейчас все играют на смартфонах. Или на карманных консолях с цветными экранами, обычно зарубежного производства. А вот так выглядят наши ЭКВМ:
Эти устройства созданы для решений в области автоматизации и производства.
Производят их на
Змейка
Тетрис
Числа
Охота на лис
Космические приключения
Сапёр с очень расширенным функционалом дополнительным
Ну и графические приключения Охота на Вампуса
Работают они на ЯМК, можно писать свои программы. Причем можно использовать графический дисплей или написать миди музыку. Например его миди возможности и подобных устройств можно увидеть на данном ролике:
Более подробно можно почитать у производителя НПП «СЕМИКО»,
Встречаются аналогичные и импортные устройства. Но это уже тема отдельной заметки. Тут мы сильно углубляться в тему ЭКВМ и ПМК не будем. Продолжем рассматривать игровые консоли. Ниже я приведу список и постараюсь пополнять описание игр, консолей, ЭКВМ, ПЭВМ, ПК, ноутбуков и другой техники нашей страны (ну и может не только нашей) от и до. Которые известны на данный момент… Информацию брал с открытых источников в основном: своя коллекция, форумы, сайты, магазины раритетной техники, интернет магазины и т.д. Если кто-то знает ещё какие-то игры типа Электроника-ИМ и аналоги, имеет свои интересные карманные или игровые консоли, дополняйте заметку тут, выкладывайте свои фото и описания…
Постскриптум:
Так же в СССР славились электронные часы серии Электроника ЧН. Делают их и сейчас, умельцы даже делают
Хотелось бы рассказать о наших устройствах того тысячелетия и современности на страницах нашего ресурса. Многие знают советские игровые консоли типа Электроника ИМ. Первая такая игра появилась у нас в семье ещё в том веке в 1985. Игра называлась Электроника ИМ-02 «Ну, погоди!». Игра работала в том тысячелетии и по сей день она в строю!
Игры выпускались заводами СССР: «Ангстрем» (Зеленоград), «Микрон» (Зеленоград), «Арзамасским Заводом Радиодеталей» (Арзамас), «Биллюр» (Гянджа), «Эвистор» (Витебск), «Камертон» (Пинск), «Октябрь» (Винница), «Протон» (Орёл), «Северодонецким Приборостроительным Заводом» (Северодонецк), «Восход» (Калуга), «Эллар» (Рига), и некоторыми другими. Некоторые игры также выпускались заводом «Ангстрем» в экспортном варианте, с индексами «Angstrem MG-xx» и надписями на корпусе и упаковке на английском языке. Аналогично в экспортном варианте игры выпускал Орловский ПО «Протон», их отличительной особенностью была небольшая картинка из игровой ситуации на лицевой панели и дублирование наименования игры на английском и русском языках. Небольшими партиями игры выпускаются и в современной России.
Электронная игра семейства «Ну, погоди!» состоит из корпуса, жидкокристаллического экрана с силуэтами изменяющихся элементов игровой ситуации и печатной платы. Изображение, создаваемое жидкокристаллическим экраном, дополняется неподвижными разноцветными изображениями, нарисованными на прозрачном листе, положенном на экран (либо, в поздних выпусках, эти изображения нанесены на отражающую подложку ЖКИ).
Микросхемы КБ1013ВК1-2
Микросхема КБ1013ВК1-2
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
, первенцы так сказать. Но были и более серьёзные устройства в СССР для карманного использования. Назывались они ЭКВМ и ПМК. И вот на них уже писались настоящие первые миди игры. Что бы было понятно, вот пример советская Электроника МК 90 (КПК трансформер) и виды её взаимодействия с флешками и ПК, игровые возможности:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Были и более простые карманные ЭКВМ типа Электроника МК 58, Электроника МК 85 (простых моделей было множество). А были более сложные, например Электроника МК 92 или Электроника МК 98 (- 2 сменных RAM-модуля емкостью 10 кбайт каждый, ЦПУ: КР1834ВМ86 (аналог Intel 80C86), ОЗУ: 128 кбайт).
Последние модели имели даже блоки расширения (док станции), превращаясь в настольный ПК, принтер или иное оборудование.
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
ЭКВМ и ПМК были прообразом карманных персональных компьютеров. ЭКВМ выпускаются и сейчас в России. Например вот некоторые модели:
ЭЛЕКТРОНИКА МК-152,ЭЛЕКТРОНИКА МК-152М,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-161,
ЭЛЕКТРОНИКА МК-1152
Выпускают их для любителей программировать, но в основном для медицинского и иного оборудования, а так же для коммерческого использования в автоматизации. Экраны тут самые простейшие, по сути пиксельные. Устройства могут объединяться в сети и выходить в интернет, работать с системой спутниковой связи ГЛОНАСС. На таких устройствах ставят eForth, Калисто или пишут простенькие игры:
На сегодняшний день существует много аналогов настольных электронных игр. А вот небольших карманных пиксельных игр (консолей) особо не припомню. Сейчас все играют на смартфонах. Или на карманных консолях с цветными экранами, обычно зарубежного производства. А вот так выглядят наши ЭКВМ:
Эти устройства созданы для решений в области автоматизации и производства.
Производят их на
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
. Думаю и в 2024-25 году их можно будет приобрести. На этих устройствах есть множество советских да и уже современных Российских прикладных программ и игровых программ. Есть полный набор простеньких игр для коротания времени, типа:Змейка
Тетрис
Числа
Охота на лис
Космические приключения
Сапёр с очень расширенным функционалом дополнительным
Ну и графические приключения Охота на Вампуса
Работают они на ЯМК, можно писать свои программы. Причем можно использовать графический дисплей или написать миди музыку. Например его миди возможности и подобных устройств можно увидеть на данном ролике:
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
.
Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа
Постскриптум:
Так же в СССР славились электронные часы серии Электроника ЧН. Делают их и сейчас, умельцы даже делают
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
, об этом
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
. Выглядят часы серии ЧНП, так же как и советские/Российские часы серии Электроника / ЧН. Часы достаточно брутальные и не броские. Корпуса бывают различных цветов. На фото ниже, для сравнения: слева Электроника Лидер-08, по центру Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и справа Электроника ЧН-02. На фото ниже, Электроника ЧНП-03 (дизайн РКК) и модели советских / Российских / Белорусских известных часов серии Электроника.
В настоящее время серийно производят часы Электроника различных моделей в Россиии и Белоруссии. Любителям раритетной техники могут понравится наши заметки про
Источник: из архивов сайта zonatex.ru. Заметка автора.
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
,
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
или
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы
.Источник: из архивов сайта zonatex.ru. Заметка автора.
Последнее редактирование: