• Хочешь попробовать себя в роли автора статей? Тогда мы тебя ждём!

Биометрия. Часть четвёртая


1572882451027.png

В предыдущих частях разбирали руки и лицо, теперь более детально рассмотрим, как обстоит дело с идентификацией по глазам и голосу. Первыми биометрическими системами сканирования глаз были сканеры сетчатки глаза, появившиеся ещё в 1985 году. Сетчатка не изменяется на протяжении жизни, правда, некоторые хронические заболевания могут и её изменить.

Сканирование сетчатки выполняется с помощью инфракрасного света, который считывает сетку капилляров, и использует её для идентификации человека. Сканирование сетчатки глаза производится долго и оборудование дорого, в сравнении с другими методами идентификации, и поэтому широкого массового применения не нашла.

Более популярной стала идентификация по радужной оболочке. Процесс идентификации здесь начинается с получения детального изображения глаза человека. Изображение для дальнейшего анализа не обязательно делать в высоком качестве. Радужная оболочка настолько уникальный параметр, что даже нечеткий снимок даст достоверный результат. Для этой цели можно использовать обычный фотоаппарат. Делается серия снимков, из-за того, что зрачок чувствителен к свету и постоянно меняет свой размер. Затем из полученных фотографий выбирают одну или несколько и их используют для дальнейшей обработки.

Несмотря на то, что радужка уникальна, обмануть многие сканеры довольно просто. На этом видео продемонстрирован один из простейших способов обмана системы даже на флагманских смартфонах, на примере Samsung Galaxy S8.

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа

А в некоторых случаях идентификация становится почти невозможной. Например, при приёме алкоголя, некоторых лекарств зрачок расширяется и сканеры не могут распознать радужную оболочку. И в серьезных ситуациях одно лишь сканирование глаз не используют, а дополняют его вводом кода, пароля или голосовой идентификацией.

Крупные банки применяют голосовые технологии в колл-центрах, технологии распознавания лица при повторном обращении клиента в отделение банка для получения кредита, сканирование отпечатков пальцев для входа в мобильное приложение и для доступа к банковским ячейкам. Механизм удаленной идентификации в России позволяет открывать вклады и счета. Для этого клиенту нужно прийти в банк с документами и пройти первичную идентификацию — записать голос и видео. Банк отправляет эти данные в Единую биометрическую систему, которую обслуживает Ростелеком. Затем человек может дистанционно получать услуги любого банка, пройдя двойное подтверждение личности через Портал госуслуг и через Единую биометрическую систему (ЕБС).

ЕБС для удаленной идентификации клиентов банков создается с 2016 г. Тестирование системы должно было начаться летом 2017 г., однако для реализации проекта потребовалось больше времени, чем предполагалось. В итоге тестирование началось в декабре 2017 г. в ограниченном количестве банков. По всей России система начала работать с 30 июня 2018 г. На первом этапе к системе будут подключены только банки. Участие в проекте первыми подтвердили 12 банков: Сбербанк, ВТБ, Тинькофф, Почта-банк, «Хоум кредит», Россельхозбанк, банк «Ак-барс», Совкомбанк, Промсвязьбанк, Альфа-банк, СКБ-банк и Райффайзенбанк. По состоянию на январь 2019 г. к системе сбора биометрии было подключено около 170 банков.

ЕБС продолжают обновлять, так по постановлению правительства от 13 сентября 2019 г. в систему будут добавлены номера мобильных телефонов и адреса электронных почтовых ящиков граждан. Также рассматривается подключение радужной оболочки глаз и рисунков вен. В этот же день Ростелеком заявил, что биометрию можно будет сдавать в почтовых отделениях.

Не нужно забывать, что живём в России. Вот честно, интересно узнать, что про это думают сами сотрудники почты. Уже представляю себе мемасики, как сидят два старичка на лавке, один другому говорит, что спустя 30 лет после сдачи всех данных, он прошёл-таки верификацию на почте. Или такой

1572882519506.png

Да и сотрудники банковских отделений отговаривают россиян от того, чтобы последние сдавали биометрию. И этому есть ряд объяснений.
  • Кредитные организации опасаются за безопасность персональных данных клиентов.
  • Банк на биометрии не зарабатывает, даже, наоборот, происходит рост расходов. Сначала нужно закупить дорогостоящее оборудование. Затем персонал нужно обучить работать на нём.
  • Банк теряет время и клиентов на стадии внедрения биометрии. В среднем, сдача биометрии в кредитной организации занимает один час. Это происходит из-за недостаточного обучения и из-за неверной настройки оборудования. Да и сама единая биометрическая система не всегда принимает те или иные образцы, поэтому люди иногда по 15 раз сдают биометрию.
На эти моменты жалуются сами сотрудники банков в своих группах и пабликах в соц.сетях.

Уже были случаи, когда мошенники подделывали голосовые слепки граждан. И это вовсе не фантастика. Журналисты Bloomberg сделали сюжет о компании Lyrebird, которая использует искусственный интеллект для клонирования человеческих голосов с высокой точностью.

Вы должны быть зарегистрированы, чтобы увидеть медиа

Нейросеть создает цифровую модель вашего голоса на основе 30 коротких примеров. Далее, вашим голосом можно озвучить любой текст. Вы даже можете создать цифровую модель своего голоса после регистрации на сайте. Ближе к концу сюжета журналист звонит своей маме и говорит с ней голосом, сгенерированным ИИ, и она не замечает подвоха.

И на данном этапе, в нашей стране, самим клиентам тоже не нужна «вся эта биометрия». До сих пор на рынке нет ни одного специального продукта или услуги, например, повышенной ставки по вкладу, равно как и любой другой выгоды в прохождении процедуры идентификации.

Официально сбор биометрии с россиян в банках стартовал летом 2018 года, с января 2019-го все крупнейшие игроки должны обеспечить не менее 20% своих отделений устройствами для сбора слепков голоса и лица. По данным ЦБ, сейчас собирают биометрию 146 банков из 470, действующих на территории России. По официальной информации на 20 сентября 2019г. сдано более 30 тысяч образцов, об этом сообщил директор департамента финансовых технологий Банка России Иван Зимин. И это за всё время работы в 18 месяцев и по всей стране. Смело делим цифру 30.000 на два, ведь люди сдают не по одному образцу, а по чаще всего по два (голос и видео). Итого 15.000 человек. Вычитаем из этой цифры сотрудников самих банков, которых добровольно-принудительно заставляли тестировать систему, не мне вам рассказывать, как делаются планы. И сколько остаётся простых граждан? Пара случайных человек?

В тоже время так происходит не во всём мире. В странах Азии совсем другая история, о которой и пойдёт речь в следующей части.
 
Последнее редактирование:

Комментарии

Верх Низ