Гуманитарные науки могут спасти мир от технологического апокалипсиса

В наши дни многие обеспокоены последствиями технологического развития. Антиутопических повествований становится всё больше и больше. К примеру, «Чёрное зеркало» проецирует негативные последствия социальных сетей, а искусственный интеллект превращается в разбойника в «100» и «Лучше, чем люди». Потенциальное вымирание человеческой расы раскрывается в «Путешественниках», и наконец, «Видоизменённый углерод» представляет отделение человеческого сознания от тела.

Подобные рассказы имеют длинную историю. Научная фантастика формулирует наши надежды и опасения по поводу технологического сбоя, по крайней мере, со времен «Франкенштейна» Мэри Шелли, опубликованного ещё в далёком 1818 году. Тем не менее, по мере появления автомобилей без водителей и роботов-терапевтов, некоторые ранее вымышленные проблемы больше не являются воображаемыми: вместо этого они представляют реальные и насущные проблемы.

5191682.jpg

Какое будущее мы хотим?
В прошлом году австралийский ученый Алан Финкель предложил, чтобы австралийцы стали «хранителями людей», то есть лидерами в области технологического развития, этики и прав человека. Финкель не одинок в своем беспокойстве. Но решить эти вопросы при разработке новых технологий будет непросто.

Многие люди в правительстве, промышленности и университетах в настоящее время утверждают, что одним из ключевых факторов будет включение перспектив из гуманитарных и социальных наук. В недавнем докладе Австралийского совета научных академий (ACOLA) собрались эксперты из области науки и техники, а также гуманитарных и социальных наук для изучения ключевых вопросов, связанных с искусственным интеллектом. По словам председателя правления ACOLA Хью Брэдлоу, целью отчёта является обеспечение того, чтобы «благополучие общества» находилось «в центре любого развития».

ИИ, ориентированный на человека
Подобное видение движет и Институтом искусственного интеллекта при Стэнфордском университете. Институт объединяет исследователей из области гуманитарных наук, образования, права, медицины и бизнеса для изучения и разработки технологий искусственного интеллекта, ориентированных на человека. Идея, лежащая в основе их работы, заключается в том, что «ИИ должен быть совместным, дополняющим и повышающим продуктивность и качество жизни человека».

Между тем, по ту сторону Атлантики Институт будущего человечества при Оксфордском университете также исследует «общие вопросы», чтобы обеспечить «долгое и процветающее будущее человечества». В следующем году центр увеличится вдвое благодаря взносу в размере 25 млн долларов США в рамках проекта «Открытая благотворительность». Основатель института, философ Ник Бостром, утверждает: «Существует гонка на длинные дистанции между технологическими возможностями человечества, которые похожи на жеребца, скачущего по полям, и мудростью человечества, которая больше похожа на жеребенка на неустойчивых ногах».

Что строить и зачем?
Сектор информационных технологий также борется с этическими проблемами, возникающими в связи с быстрым техническим прогрессом. Брэд Смит и Гарри Шум из Microsoft написали в своей книге 2018 года «Будущее вычислено», что одним из их «самых важных выводов» было то, что гуманитарные и социальные науки должны сыграть решающую роль в решении проблем, стоящих перед ИИ:

«Курсы по языкам, искусству, истории, экономике, этике, философии, психологии и человеческому развитию могут обучать критическим, философским и этическим навыкам, которые будут способствовать разработке и управлению решениями ИИ».

Практика найма в технологических компаниях уже меняется. В своем выступлении TED на тему «Почему технологиям нужны гуманитарные науки», Эрик Берридж, исполнительный директор консалтинговой фирмы IBM Bluewolf, объясняет, почему его компания всё чаще нанимает выпускников гуманитарных специальностей: «В то время как науки учат нас, как строить вещи, именно гуманитарные науки учат нас, что строить и зачем их строить».

Только 100 из 1000 сотрудников Bluewolf имеют ученые степени в области компьютерных наук и инженерии. Даже специальностью директора по технологиям является английский.

Образование для светлого будущего
Точно так же Мэтт Рини, исполнительный директор и основатель Big Cloud — рекрутинговой компании, специализирующейся на науке о данных, машинном обучении и занятости в области искусственного интеллекта, — утверждает, что технологии нуждаются в большем количестве людей с гуманитарным образованием: «[Гуманитарные науки] дают контекст миру, в котором мы работаем изо дня в день. Навыки критического мышления, более глубокое понимание окружающего нас мира, философия, этика, коммуникация и творческий подход предлагают различные подходы к проблемам, возникающим в связи с технологиями». Рини предлагает «более смешанный подход» к высшему образованию, предлагая степени, которые сочетают в себе искусство и STEM (аббревиатура от Science, Technology, Engineering, and Mathematics — наука, техника, инженерия и математика).

Другим сторонником междисциплинарного подхода является Джозеф Аун, президент Северо-Восточного университета в Бостоне. Он утверждает, что в эпоху ИИ высшее образование должно быть сосредоточено на том, что он называет «гуманизмом», обучая трём ключевым уровням грамотности: технологической, информационной и человеческой.

Пришло время ответить на призыв выпускников гуманитарных специальностей, способных перейти в мир технологий, чтобы наше человеческое будущее было как можно ярче. Без обучения этике, правам человека и социальной справедливости люди, разрабатывающие технологии, которые будут определять наше будущее, могут принимать неправильные решения. И такое будущее может оказаться одним из бедствий, которые мы уже однажды видели на экране.

Источник:
 
DDDTK

DDDTK

Местный филин
Вернуться к: На злобу дня