Starship потерпел неудачу во время девятого испытательного полета. У второй ступени Starship компании SpaceX произошла потеря ориентации после выхода в космос в ходе испытательного полета 28 мая, что привело к неконтролируемому возвращению в атмосферу и третьей аварии подряд. Starship стартовал с испытательного полигона Старбейс в Техасе в 18:36 вечера по местному времени (28 мая, 02:36 мск). Старт дважды откладывался, в общей сложности на шесть с половиной минут, сначала из-за нештатных температурных показателей одного из двигателей Raptor на первой ступени, а потом из-за проблемы с отстрелом шлангокабеля стартовой башни в районе второй ступени.
Во время девятого полета SpaceX стремилась избежать проблем с двигателями, возникших в ходе двух предыдущих испытательных полетов в январе и марте, которые привели к потере второй ступени во время подъема. В течение шести с половиной минут все взгляды были прикованы к работе шести двигателей Raptor.
В отличие от двух предыдущих полетов, двигатели отработали штатно, отключившись, как и ожидалось, после вывода ступени на запланированную суборбитальную траекторию. Однако видео со ступени сразу после выключения двигателей показало, что ступень теряет топливо и медленно вращается.
Примерно через 30 минут после старта SpaceX подтвердила, что у Starship возникли проблемы. «Мы немного крутимся. У нас произошла утечка в некоторых системах топливных баков внутри Starship», — сказал Дэн Хаот, ведущий трансляции запуска SpaceX. «На текущий момент мы фактически потеряли контроль над ориентацией Starship».
Эта потеря ориентации исключила управляемый вход в атмосферу. SpaceX решила «пассивировать» ступень, выпустив оставшееся топливо перед входом в атмосферу. Прерывистое видео со ступени показало, что она начала вход в атмосферу чуть более чем через 40 минут после старта. Был заметен расплавленный закрылок, прежде чем телеметрия со ступени была окончательно потеряна почти через 47 минут после старта на высоте 59,3 км. SpaceX уверяет, что вход в атмосферу произошел над частью Индийского океана, где действовали уведомления о ограничениях воздушного и водного пространства. Пылающий Starship был заснят в небе над Намибией польским космолюбителем.
«Утечки привели к потере давления в главном баке во время фазы полета и входа в атмосферу. Много хороших данных для анализа», — написал в социальных сетях Илон Маск, генеральный директор SpaceX, после аварийного полета. «Частота запусков следующих трех полетов будет выше, примерно 1 раз в 3–4 недели».
План миссии также включал открытие отсека полезной нагрузки и выпуск восьми имитаторов спутников Starlink следующего поколения, которые должны были выйти на суборбитальную траекторию и вернуться в атмосферу отдельно от Starship. Однако дверь грузового отсека не открылась полностью, и выпуск имитаторов был отменен. Пока неясно, была ли неспособность двери открыться связана с утечкой топлива и потерей контроля ориентации.
SpaceX также отменила планы по повторному запуску двигателя Raptor в космосе. Неконтролируемый вход в атмосферу означал, что SpaceX не смогла протестировать альтернативные теплозащитные плитки или провести стресс-тест уязвимых зон на второй ступени, как планировала.
SpaceX также не выполнила некоторые задачи первой ступени Super Heavy. Этот полет был первым, в котором использовалась ранее летавшая ступень, в данном случае B14, которая совершила успешную посадку в рамках седьмого испытательного полета. SpaceX заявила перед запуском, что не будет пытаться вернуть ступень на стартовую площадку, а проведет испытания, направленные на улучшение профиля полета и экономию топлива.
Поначалу все шло по плану, все 33 двигателя первой ступени (включая 28, которые использовались во второй раз и Raptor 314 для которого это был третий полет) штатно отработали этап подъема. Ступень успешно выполнила контролируемый переворот после разделения, а также завершила маневр возвращения и отстрел межступеневого переходника. Однако после включения двигателей для посадочного маневра Super Heavy взорвалась.
Это третий испытательный полет Starship подряд, в ходе которого не удалось осуществить контролируемый вход в атмосферу и приводнение в Индийском океане. Предыдущие две аварии были связаны с различными проблемами двигательной системы второй ступени. Эта авария поднимает новые вопросы к разработке Starship и его способности выполнять ключевые задачи, такие как посадка на Луну в рамках миссии «Артемида III», которая в настоящее время запланирована на середину 2027 года.
Источник:
Во время девятого полета SpaceX стремилась избежать проблем с двигателями, возникших в ходе двух предыдущих испытательных полетов в январе и марте, которые привели к потере второй ступени во время подъема. В течение шести с половиной минут все взгляды были прикованы к работе шести двигателей Raptor.
В отличие от двух предыдущих полетов, двигатели отработали штатно, отключившись, как и ожидалось, после вывода ступени на запланированную суборбитальную траекторию. Однако видео со ступени сразу после выключения двигателей показало, что ступень теряет топливо и медленно вращается.
Примерно через 30 минут после старта SpaceX подтвердила, что у Starship возникли проблемы. «Мы немного крутимся. У нас произошла утечка в некоторых системах топливных баков внутри Starship», — сказал Дэн Хаот, ведущий трансляции запуска SpaceX. «На текущий момент мы фактически потеряли контроль над ориентацией Starship».
Эта потеря ориентации исключила управляемый вход в атмосферу. SpaceX решила «пассивировать» ступень, выпустив оставшееся топливо перед входом в атмосферу. Прерывистое видео со ступени показало, что она начала вход в атмосферу чуть более чем через 40 минут после старта. Был заметен расплавленный закрылок, прежде чем телеметрия со ступени была окончательно потеряна почти через 47 минут после старта на высоте 59,3 км. SpaceX уверяет, что вход в атмосферу произошел над частью Индийского океана, где действовали уведомления о ограничениях воздушного и водного пространства. Пылающий Starship был заснят в небе над Намибией польским космолюбителем.
«Утечки привели к потере давления в главном баке во время фазы полета и входа в атмосферу. Много хороших данных для анализа», — написал в социальных сетях Илон Маск, генеральный директор SpaceX, после аварийного полета. «Частота запусков следующих трех полетов будет выше, примерно 1 раз в 3–4 недели».
План миссии также включал открытие отсека полезной нагрузки и выпуск восьми имитаторов спутников Starlink следующего поколения, которые должны были выйти на суборбитальную траекторию и вернуться в атмосферу отдельно от Starship. Однако дверь грузового отсека не открылась полностью, и выпуск имитаторов был отменен. Пока неясно, была ли неспособность двери открыться связана с утечкой топлива и потерей контроля ориентации.
SpaceX также отменила планы по повторному запуску двигателя Raptor в космосе. Неконтролируемый вход в атмосферу означал, что SpaceX не смогла протестировать альтернативные теплозащитные плитки или провести стресс-тест уязвимых зон на второй ступени, как планировала.
SpaceX также не выполнила некоторые задачи первой ступени Super Heavy. Этот полет был первым, в котором использовалась ранее летавшая ступень, в данном случае B14, которая совершила успешную посадку в рамках седьмого испытательного полета. SpaceX заявила перед запуском, что не будет пытаться вернуть ступень на стартовую площадку, а проведет испытания, направленные на улучшение профиля полета и экономию топлива.
Поначалу все шло по плану, все 33 двигателя первой ступени (включая 28, которые использовались во второй раз и Raptor 314 для которого это был третий полет) штатно отработали этап подъема. Ступень успешно выполнила контролируемый переворот после разделения, а также завершила маневр возвращения и отстрел межступеневого переходника. Однако после включения двигателей для посадочного маневра Super Heavy взорвалась.
Это третий испытательный полет Starship подряд, в ходе которого не удалось осуществить контролируемый вход в атмосферу и приводнение в Индийском океане. Предыдущие две аварии были связаны с различными проблемами двигательной системы второй ступени. Эта авария поднимает новые вопросы к разработке Starship и его способности выполнять ключевые задачи, такие как посадка на Луну в рамках миссии «Артемида III», которая в настоящее время запланирована на середину 2027 года.
Источник:
чтобы видеть ссылку, вы должны быть зарегистрированы