Что стоит за недавней чередой неудач и задержек в SpaceX?

1741785255662.png
Начало года выдалось неудачным для американской космической компании SpaceX. Давайте начнем с последней задержки компании. Следующая попытка запуска миссии НAСA по исследованию неба и лучшему пониманию ранней эволюции Вселенной состоится в среду утром. Стартовое окно миссии SPHEREx открылось еще 28 февраля, но ряд проблем с интеграцией ракеты и полезной нагрузки задержали миссию почти на две недели.

Затем идут проблемы с первой ступенью Falcon 9. На прошлой неделе ракета Falcon 9 вывела на низкую околоземную орбиту 21 спутник Starlink. Однако один из девяти двигателей ракеты во время подъема дал течь топлива. Из-за недостатка кислорода в разреженной атмосфере утечка топлива не помешала спутникам выйти на орбиту. Но когда первая ступень вернулась на Землю, она загорелась после посадки на плавучую платформу и упала. Это произошло после аналогичной проблемы в августе, когда в двигательном отсеке произошел пожар. После почти трех лет без неудачных посадкок Falcon 9 у SpaceX было две аварии за шесть месяцев.

SpaceX также столкнулась с повторяющимися проблемами с расходуемой второй ступенью Falcon 9. 1 февраля произошел сбой во время маневра схода с орбиты второй ступени после запуска Starlink. Это привело к падению топливных баков на западе Польши, что привело к материальному ущербу. Это был третий случай за шесть месяцев, когда SpaceX столкнулась с проблемой со второй ступенью Falcon 9.

И наконец гигантская ракета Starship потерпела неудачу во время двух последних испытательных полетов.

Хотя первая ступень ракеты штатно выполняла испытательные полеты в январе и марте, благополучно вернувшись на стартовую площадку, вторая ступень Starship дважды эффектно взрывалась в полете. В обоих случаях в двигательном отсеке Starship возникал пожар, и ракета оставляла огненный след из обломков над Багамами и другими близлежащими островами. Авиадиспетчеры перенаправляли или задерживали десятки рейсов коммерческих авиакомпаний, пролетающих через опасную зону.

🔎 Рассматривая в перспективе

Эти проблемы возникли на фоне в целом успешной и беспрецедентной пусковой активности.

Из всех проблем, описанных ранее, единственной потерей полезной нагрузки стали собственные спутники Starlink в июле 2024 года из-за проблемы со второй ступенью. До этого SpaceX не теряла полезную нагрузку Falcon 9 почти десять лет. Так что свои обязательства перед клиентами SpaceX выполняет надежно.

Частота запусков Falcon 9, которой достигла SpaceX, не имеет себе равных среди предыдущих ракет — или даже стран — в истории. Если миссия SPHEREx стартует завтра утром, это будет 27-я миссия компании в этом году. Весь остальной мир, включая Китай и его растущую космическую активность, предпринял в общей сложности 19 попыток орбитальных запусков.

В Соединенных Штатах исторический конкурент SpaceX, компания United Launch Alliance, еще не запустила ни одной ракеты в этом году. Фактически, ULA не выполняла запусков 156 дней. За это время SpaceX запустила 64 ракеты Falcon 9. Так что да, у SpaceX есть некоторые технические проблемы. Но она также наматывает круги вокруг своих конкурентов.

Недавние неудачи также вряд ли поставят под угрозу, по крайней мере в ближайшей перспективе, глобальное доминирующее положение компании. SpaceX единственная в западном мире обеспечивает доступ людей на орбиту, и вряд ли это изменится в ближайшее время. Компания запускает подавляющее большинство научных миссий НAСA, и пока ракета Vulcan от ULA не будет сертифицирована, она остается единственным способом для американских военных доставлять крупные аппараты в космос. SpaceX также управляет глобальной интернет-сетью с более чем 5 миллионами пользователей, и это число быстро растет.

Тем не менее, эти недавние неудачи могут нам кое-что рассказать о SpaceX.

❓В чем же причина

Не находясь внутри SpaceX, невозможно точно определить, что именно является причиной этих технических проблем.

Вероятно, наиболее значимым фактором является постоянное давление компании на увеличение темпа запусков, даже принимая на себя все более сложные задачи. Ни одна страна или частная компания не запускала столько раз, сколько SpaceX в 2024 году. Для сравнения, НAСA запустило Шаттл 135 раз за 30-летний период, что сопоставимо с общим количеством запусков Falcon 9 в прошлом году (132).

В то же время компания пытается перевести свою талантливую команду инженеров из программ Falcon 9 и Dragon на Starship, чтобы продолжить реализацию этой амбициозной программы.

Если говорить по простому, SpaceX жонглирует множеством мячей, а руководство компании приказывает своим сотрудникам жонглировать все быстрее и быстрее.

Несколько источников указали, что инженерная группа Starship находилась под огромным давлением после аварии 16 января, чтобы определить причину вибраций в верхней ступени, которая способствовала её потере. Цель состояла в том, чтобы найти и устранить проблему как можно быстрее.

Давайте сделаем шаг назад и вспомним, что Starship — это экспериментальная система, самая большая и мощная ракета, когда-либо летавшая, и у неё случился катастрофический отказ в январе. Всего за семь недель инженеры должны были изучить неисправность, устранить все неполадки и подготовить новое оборудование.

Насколько это вина основателя SpaceX Илона Маска? Некоторые предполагают, что его глубокая вовлеченность в президентские выборы 2024 года, надзор за Министерством эффективности правительства, чрезмерная активность в социальных сетях и многое другое — например, затевание ссор с сенаторами США — отвлекли его от проблем SpaceX. И нет сомнений, что Маск был сосредоточен на вещах, не связанных со SpaceX, в течение последних полугода или дольше.

Однако в отсутствие Маска у него есть способные помощники, такие как Марк Джанкоса, которые ведут за собой. SpaceX уже давно имеет жесткую культуру, привитую Маском с момента основания компании. Метод работы Маска заключается в том, чтобы подталкивать своих специалистов к достижению какой-то амбициозной цели, и когда они её достигнут, он ставит новую, еще более смелую задачу. Возможно, причиной этих проблем является не столько отсутствие Маска, сколько безжалостная культура компании.

Кажется, что, по крайней мере на данный момент, SpaceX достигла предела темпа коммерческих космических полетов. Когда запускаешь 150 раз в год и строишь две вторые ступени в неделю, трудно избежать того, что некоторые детали ускользают от внимания. И дело не только в запусках. SpaceX управляет группировкой из более чем 7000 спутников, регулярно запускает людей в космос и разрабатывает беспрецедентную ракету, такую как Starship.

Последние неудачи могут быть признаками трещин в фундаменте.

💥 Каковы последствия

Пока последствия этих отказов не были смертельными. Но космос остается сложной и опасной игрой. Обломки второй ступени Falcon 9, возвращающиеся в атмосферу, могли упасть на кого-то в Польше. И не дай Бог, вторая ступень откажет на этапе выведения пилотируемого корабля.

Риски серьезных проблем со Starlink также не следует недооценивать. В последние месяцы ходили неподтвержденные слухи о близких сближениях между спутниками Starlink и другими объектами на низкой околоземной орбите. Дополнительный мусор в этом все более загроможденном пространстве будет катастрофой.

На сегодняшний день программа Falcon 9 не была особо замедлена этими проблемами. Возможно, не до конца осознается, насколько сильно пилотируемая программа НAСA зависит от Falcon 9. В настоящее время она запускает единственный корабль, способный перевозить экипаж. Однако грузовая версия Dragon также летает на Falcon 9, и это единственный способ НAСA доставлять научные эксперименты обратно на Землю. Другой американский грузовой корабль, Cygnus от Northrop Grumman, по крайней мере в течение следующего года также должен запускаться на Falcon 9.

Не только НAСA, но и все остальные партнеры по МКС за исключением России зависят от Falcon 9 в плане пилотируемых космических полетов. Ракета должна летать, и летать безопасно, иначе Запад будет сидеть на Земле.

В случае со Starship недавние неудачи стали значительным откатом назад. Хотя, несомненно, руководство SpaceX будет оказывать давление, чтобы быстро двигаться вперед, похоже, в обновленной версии Starship есть явный конструктивный недостаток. Важно понять и устранить его. Еще один запуск до начала лета кажется маловероятным. Третья подряд авария будет очень, очень плохим результатом.

Для лунной программы НАСА «Артемида» проблемы Starship означают новые задержки. Маск уже дал понять в конце февраля, что демонстрация дозаправки в космосе в этом году не состоится. Это испытание является важным шагом на пути к Луне, и его задержка практически гарантирует, что высадка на Луну не состоится в 2027 году, как предполагается в настоящее время.

Вероятнее всего, две последовательных аварии Starship также укрепят позиции ракеты Space Launch System и космического корабля Orion, как основных средств для выполнения миссий «Артемида II» и «Артемида III».

Что касается Марса, то красная планета пока остается где-то очень далеко, ожидая, когда SpaceX решит свои проблемы здесь, на Земле.

Источник:
 
golden_dragon

golden_dragon

Новостной агрегатор
Вернуться к: На злобу дня