Инженеры МФТИ показали первый российский водородный пятиосный вездеход под названием «Русак К-10», длина которого составляет 12 метров. В компании показали фотографию машины и сообщили её характеристики. Презентация состоялась на форуме «Иннопром — 2024». Помимо МФТИ, в разработке участвовали компании «Вездеходы для севера» (Нижегородская обл.), «Кубо» (Санкт-Петербург) и «Гидроджен Энерджи» (Московская обл.). Размеры машины составляют 12 x 3,6 x 2,9 метра, масса — 12,5 т. Она способна разгоняться до 60 км/ч и вмещает восемь пассажиров и груз массой до 2,5 т.
Вездеход приводят в движение синхронные электродвигатели с постоянными магнитами мощностью 180 кВт, которые работают благодаря группе литий-ионных АКБ ёмкостью более 120 кВтч. Последние подзаряжаются от гибридной силовой установки на 120 кВт, работающей на водородных топливных элементах ёмкостью 1200 л. под давлением в 350 бар (масса водорода составляет 30 кг). Систему можно модернизировать и поднять давление до 700 бар, тогда автономность возрастёт на 50-60%. Сейчас она составляет 400-500 км при движении по зимнику с крейсерской скоростью. Разработчики отмечают, что все системы работают через CAN-шину.
Вездеход приводят в движение синхронные электродвигатели с постоянными магнитами мощностью 180 кВт, которые работают благодаря группе литий-ионных АКБ ёмкостью более 120 кВтч. Последние подзаряжаются от гибридной силовой установки на 120 кВт, работающей на водородных топливных элементах ёмкостью 1200 л. под давлением в 350 бар (масса водорода составляет 30 кг). Систему можно модернизировать и поднять давление до 700 бар, тогда автономность возрастёт на 50-60%. Сейчас она составляет 400-500 км при движении по зимнику с крейсерской скоростью. Разработчики отмечают, что все системы работают через CAN-шину.
Помимо самого вездехода, на форуме показали водородную заправочную станцию Н2-АЗС. Она основана на базе защищённого от взрывов и возгораний компрессорного оборудования «сухого сжатия» (без подачи смазочных материалов в камеру сжатия водорода). Разработчики отмечают, что станция экономична и имеет низкое потребление энергии на сжатие водорода, хранение и заправку. Н2-АЗС может заправлять водородом с давлением до 700 бар различное совместимое оборудование, а не только представленный вездеход.«Для нашей команды МФТИ это не первый опыт разработки гибридных силовых систем, но, безусловно, один из самых знаковых. Это экспериментальный образец, огромная работа проделана, но она ещё не закончена — нам предстоят ходовые испытания в разных режимах, в том числе в суровых климатических условиях заполярного Ямала. Данная работа помогла нам набить новые шишки, решить массу инженерных задач. Водородный вездеход мы разработали специально для Международной арктической станции "Снежинка", которая запроектирована Инжиниринговым центром "Автономная энергетика" МФТИ для строительства в горах полярного Урала», — рассказал директор Института арктических технологий МФТИ Юрий Васильев.