МЦСТ рассказал о проблемах отечественных процессоров

1729268275355.png
В официальном телеграм-канале компании МЦСТ, разработчика процессоров «Эльбрус», появился нестандартный по содержанию материал. В нем речь идет о том, как развивалось это уникальное российское предприятие, с какими трудностями и испытаниями его коллектив сталкивается на протяжении всех 33 лет существования, и впервые достаточно подробно рассказывается, как в нашей стране тормозится внедрение 100%-отечественной разработки, которой являются процессоры «Эльбрус» (кстати, сейчас в разработке находится уже их 7-е поколение). Приведем основную часть в этом материале, в конце разместим ссылки на оригинальную публикацию из 4 частей в телеграм-канале предприятия.

«Санкции марта 2022 года тяжело сказались на нашей компании. Были арестованы заказы на несколько сотен миллионов рублей, заблокирован выпуск ряда моделей микросхем. Продолжились кадровые потери. Но тогда мы смогли справиться с ситуацией. Наши заказчики пошли нам навстречу, удалось найти кредитные ресурсы, появились частные инвесторы. В декабре 2022 года, один раз из 7 попыток, мы получили субсидию по Постановлению правительства №1252 на разработку нового процессора для настольных компьютеров. В сентябре 2024 года, после 2 лет усилий, впервые получен льготный кредит на формирование страхового запаса. Российские партнёры помогли в создании структуры «Московский научно-промышленный кластер двойного назначения». Найдены зарубежные партнёры, заинтересованные в создании процессоров «Эльбрус» в своих странах для собственных нужд. В целом, ситуацию можно характеризовать как «тяжёлую, но стабильную», при условии лояльного отношения к нам наших основных государственных и частных заказчиков. Коллектив готов к дальнейшей работе, к завершению контрактов, в том числе по ГОЗ, после появления дополнительных средств – их мы продолжаем искать, в том числе у частных инвесторов.

Можно и нужно отметить вехи истории в масштабе всей отрасли микроэлектроники.

До 2008 года основным заказчиком микроэлектроники было Минобороны. Это понятно – потребность в собственном жизненном цикле и технологическом суверенитете у военных «в крови». Ими с конца 1990-х годов был поставлен и профинансирован цикл работ по развитию микропроцессоров «Эльбрус» и «МЦСТ R» (с архитектурой SPARC), а также множество других проектов – «Комдив», «Элвис», «Миландр», «Нейроматрикс» и т.п.

Начиная с 2009 года заказчиком микроэлектроники стал Минпромторг, а Минобороны превратился в её потребителя. Этот разрыв ещё скажется в будущем.

В сентябре 2015 года, после «Крымской весны» и первой волны санкций, Президент В.В.Путин проводит совещание на фабрике «Микрон», где впервые ставит задачи по масштабному развитию рынка гражданской микроэлектроники, очень комплексно и системно, включая строительство фабрик по технологии 28 нм, формирование плана гарантированных закупок, льготное долгосрочное кредитование (инвестиции, оборотные средства, складской запас), нормативную поддержку для защиты внутреннего рынка, поддержку экспорта, выработку централизованных технических решений для внедрения микроэлектроники, разработки совместимого общесистемного и прикладного ПО. Из общего контекста ясно, что речь идёт прежде всего о центральных процессорах – тех ключевых микросхемах в составе вычислительной техники, в отношении которых можно ставить вопрос о совместимости системного и прикладного ПО. Именно тогда прозвучало поручение сформировать понятие «российская вычислительная техника» — в поддержку развития российской микроэлектроники. Это была главная цель.

Планировалось проводить комплексную политику протекционизма: формировать нормативные барьеры перед продукцией на основе импортной ЭКБ, одновременно переходить от ОКР (где заказчик – государство) к субсидиям (где основная роль и формирование ТЗ – у инициативного разработчика ЭКБ, потребитель – регулируемый рынок, а роль Минпромторга – распределение субсидий). В 2016 году было выпущено Постановление Правительства №109 по субсидированию разработки вычислительной техники и ЭКБ, а в Постановление Правительства №719 ввели понятия: в 2016 году — «российская интегральная схема», а в 2017 году – «продукция, произведённая на территории РФ» в отношении вычислительной техники. Эти требования были скорее экономическими, чем технологическими: в микросхемах 2-го уровня можно было без ограничений использовать зарубежную интеллектуальную собственность, а в вычислительной технике – иностранную ЭКБ.
В 2019 году было введено требование об использовании с 2021 года в российских СХД только российских центральных процессоров, а в 2020 году – с 2022 года аналогичное требование для всей вычислительной техники. В 2021 году были подписаны Постановления Правительства №1252 и №1619, в которых давались особые субсидии разработчикам ЭКБ и субсидии для внедрения российской вычислительной техники. В 2019 году был создан Реестр российской радиоэлектронной продукции, и на критериях внесения в Реестр, как на точке опоры, была построена вся система поддержки микроэлектроники. В целом, её можно было охарактеризовать как «вытягивающее» регулирование, т.е. постановка требований превышала средний уровень, была «на вырост». Системность мер позволила говорить о «сквозных» проектах – увязанных комплексах субсидий, поддерживающих развитие ЭКБ «насквозь, через» технологические переделы, от разработки ЭКБ до внедрения вычислительной техники на её базе у конечных заказчиков. Хотя до поддержки полноценного технологического суверенитета эти меры всё ещё не доходили.

Начало СВО изменило почти всё в этой схеме. Большинство российских дизайн-центров попали под санкции, что сделало массовые поставки процессоров, изготовленных за рубежом, сложными и рискованными.

30 марта 2022 года Президент подписал Указ №166 об оснащении КИИ российским ПО и российскими доверенными программно-аппаратными комплексами – для целей обеспечения технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры.

13 сентября 2022 года было в корне изменено понятие «российская вычислительная техника» — введена т.н. «балльная система», которая не требовала использования российских центральных процессоров. Реестр стал быстро наполняться, а спрос на российские процессоры резко упал. Субсидировать внедрение просто потеряло смысл.

20 мая 2023 года была утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 года, где впервые сформулировано понятие «технологический суверенитет», оно было уточнено в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации 28 февраля 2024 г. В этих документах много написано про поддержку малого и среднего инновационного бизнеса.

14 ноября 2023 года Постановление Правительства №1912 конкретизировало понятие «Доверенный ПАК» в виде комбинации ПО из Реестра ПО и баз данных, аппаратуры из Реестра российской радиоэлектронной продукции, и при необходимости — наличия сертификата ФСТЭК или ФСБ.

В 2024 год мы вошли в нормативном окружении, которое позволяет почти ничего не менять — выполнить показатели импортозамещения и Указ Президента №166, опираясь на импортную ЭКБ. Тема массового внедрения российских процессоров исчезла из актуальной повестки.

Санкции не были признаны форс-мажором. Это оставило дизайн-центры «один на один» с проблемами. 6 октября 2022 года, ровно 2 года назад, в Минпромторге было проведено совещание под руководством Заместителя председателя Правительства и Министра промышленности и торговли Д.В.Мантурова, посвящённое решению проблем дизайн-центров. Были даны поручения о комплексной поддержке отрасли: сдвиг сроков контрактов, финансирование перепроектирования для возобновления производства, предоставление поручительств по кредитам. Однако эта поддержка сработала не для всех.

Внимание к микроэлектронике сегодня, действительно, беспрецедентное. 10-я юбилейная конференция по микроэлектронике достигла рекордных показателей – числа докладов и участников, размаха события. На Конференции озвучивались значительные суммы поддержки, которые ожидают отрасль в будущем. Понятие «технологический суверенитет» постоянно слышалось с высоких трибун.

Но сегодня никакая нормативная база не требует в обязательном порядке (или с существенным стимулированием) использования не только российской разработки дизайна процессора целиком, или его ключевых элементов, но и самих российских процессоров. Технологический суверенитет определён «вообще», а не как конкретное указание к действию – и поэтому «на земле» не востребован. Наверное, только ливанский опыт (инициация взрывов через кибератаки на средства связи) может побудить заняться этим вопросом всерьёз.

На таком фоне наша компания, пока это в наших силах, будет и дальше делать свой вклад в обороноспособность страны, в создание её технологического суверенитета – кому как не наследникам С.А.Лебедева знать, что это такое? Профессионализм, инновационность и бескорыстное служение отечеству всегда были духом нашего коллектива. Мы понимаем, что наш труд нужен Родине».
 
golden_dragon

golden_dragon

Новостной агрегатор
Вернуться к: На злобу дня