ИЖ - Ларгус или возрождение Ижевского завода автомобилей

1717757598212.png
Возрождение Ларгуса: главные факты о перезапуске модели в Ижевске. В августе 2022 года Ижевский завод в состоянии неопределённости: в опустевших цехах неспешно доукомплектовывали последние Весты перед переносом оборудования в Тольятти. Уже тогда было известно о планируемом обмене Весты на Ларгус, но проект казался сомнительным. Ведь дело не только в перевозке станков и оснастки. Универсалы и фургоны на платформе B0 ещё надо было перевести на российские комплектующие, найдя альтернативу санкционным деталям и агрегатам. Но в мае 2024 года конвейер вновь заработал, оживились смежные производства, в светлых цехах появились люди. А главное, вынужденную паузу в серийном выпуске Ларгуса использовали для развития самой модели.​
Как теперь выпускают Ларгус

Здесь нет никакой мнимой локализации для галочки вроде «отвёрточной» сборки из слегка подразобранных готовых машинокомплектов. Технологическая цепочка выстроена по полному циклу. Работает и собственный прессовый цех «Lada Ижевск» мощностью 300 000 деталей в год. Сейчас 41 линия и 135 прессов загружены в том числе выпуском компонентов для вторичного рынка, а по Ларгусу освоили 25 позиций — в основном лицевые панели кузова: крышу, капот, боковины, крылья, двери. До конца года их станет уже 64, рассказал нам директор по производству Сергей Бояров.
Причём речь идёт об установке как бывшей тольяттинской оснастки, так и о покупке совершенно нового оборудования, которое восполнит дефицит недоступных импортных изделий (раньше часть «железа» Ларгуса приходила из Франции и Румынии). То есть в теории подгонка и качество изготовления панелей должны вырасти. Сваривают и окрашивают кузова тоже в Ижевске. Пока палитра невелика — всего два цвета: белый «Ледниковый» и серебристый «Платина». Однако в скором времени Ларгусу добавят ещё три оттенка: «Пантера», «Борнео» и «Кориандр». Сварка тоже в процессе развития — уровень автоматизации уже довели до 9% (смонтировано 13 роботов, как, кстати, и в «малярке»), но цель — минимум 12%.
orig

orig

Запустили в Удмуртии также литьё и окраску пластика. Правда, сейчас завод самостоятельно выпускает лишь всякую мелочь вроде заглушек — всего пять наименований. Но уже есть договорённость со смежниками о размещении на территории «Lada Ижевск» линий по изготовлению бамперов и других крупных полимерных изделий. С остальным пока выручает Тольятти.


Сколько российских деталей теперь в Ларгусе

Директор по производству Сергей Бояров привёл любопытную статистику. Оказывается, Largus состоит примерно из 1450 деталей. В Тольятти половина компонентов была импортной — потому сборку модели и пришлось заморозить в 2022 году из-за санкций и ухода Renault. С тех пор удалось локализовать и импортозаместить около 1400 позиций (не считая мелочей вроде крепежа). Остальное доверили поставлять партнёрам «из дружественных стран». Иными словами, в основном из Китая. А что-то ещё только предстоит освоить — к примеру, приоткрывающиеся задние окна.
1717758353861.png

Сколько Lada Largus будут выпускать в Ижевске

Сейчас с конвейера каждый час сходит три автомобиля. Ларгусы движутся по линии с пропусками в три позиции — это сделано специально, чтобы сборщики-новички успели освоиться на рабочих местах без спешки и суеты. Труд работников здорово облегчает оптимизированная по опыту изготовления Весты логистика. Компоненты на конкретный пост доставляют точно вовремя, поэтому сотруднику не нужно думать, что именно поставить на эту машину, а что — на следующую. Достал деталь из коробки — и сразу прикрутил.

Впоследствии темп вырастет до 25–32 машин ежечасно. До конца 2024 года завод планирует изготовить 50 000 Ларгусов. В перспективе тираж могут увеличить и до 100 000, если модель будет пользоваться должным спросом. А в целом руководство «Lada Ижевск» очень гордится тем, что процесс удалось выстроить эффективнее, чем в Тольятти: в теории производительность местной перемонтированной линии выше. Хотя раньше озвучивали другие, ещё более оптимистичные цифры: якобы конвейер B0 способен выдавать по 60 автомобилей каждый час.
1717758433883.png

Кто собирает Largus в Ижевске

Пока завод простаивал, персонал сократился на треть — при штате в 3380 человек осталось около 900 сотрудников. Поэтому, когда окончательно стало понятно, что Ларгусу в Удмуртии быть, руководство предприятия организовало масштабную кампанию по найму сотрудников, пытаясь конкурировать с оборонкой, которая зачастую предлагает лучшие условия.
1717758485524.png

Выручил профессиональный патриотизм ветеранов. На текущий момент удалось нарастить коллектив до 2300 человек. Причём на «Lada Ижевск» вернулось 60–70% бывших работников. Начальство довольно: таких специалистов не нужно долго обучать, они знают темп местного конвейера и другие нюансы, а также привыкли к строгой дисциплине.

Какие модификации Ларгуса выпускают в Ижевске

Начали с самых ходовых версий — коммерческого двухместного фургона и пятиместного универсала в пропорции примерно 30:70. Но это соотношение гибкое. Завод готов к тому, чтобы, например, делать оба варианта поровну. Ближе к сентябрю в Ижевске должны освоить трёхрядную модификацию универсала на семь человек. А затем — до конца 2024 года — настанет черёд приподнятого исполнения Largus Cross. Двигатели — исключительно отечественные бензиновые атмосферники Lada объёмом 1,6 литра. Модернизированный восьмиклапанный вариант выдаёт 90 л.с., старший 16-клапанник развивает 106 сил. Оба сочетаются с безальтернативной пятиступенчатой «механикой», опять же — вазовского производства. Но в планах есть и газовая версия.

А вот о проекте электрического Ларгуса вазовцы говорят неохотно — мол, сейчас важнее возобновление выпуска обычной машины. Тем не менее нам удалось выяснить, что e-Largus поступит в серийное производство совсем скоро — в следующем квартале. И это будет самый локализованный электрокар в России за счёт глубокой унификации с бензиновой машиной.


Сколько стоит ижевский Largus

Стартовые цены уже известны. За пятиместный универсал в комплектации «Классик» придётся отдать минимум 1 660 000 рублей, а фургон обойдётся на десять тысяч рублей дороже. Семиместную версию в исполнении «Комфорт» планируют продавать по 1 760 000 рублей.

Что интересного в Ларгусе из Ижевска

Дебютные для новой площадки универсал с фургоном приятно удивили качеством изготовления: панели хорошо подогнаны, двери нормально закрываются, внутри ничего не болтается. Напряг только едкий химический запах в салоне. В принципе, характерный «аромат новой машины» всегда был свойственен Ларгусу, но есть ощущение, что импортозамещённый пластик и правда чуть более пахуч.
Другой странный момент связан с наполнением стартовой версии «Классик». Вазовцы уверяют, что внимательно изучили статистику спроса на Ларгусы и выбрали для возобновления производства модели самые ходовые опции, позволившие удержать стоимость в разумных рамках. В итоге машина получила кондиционер, электрические стеклоподъёмники, водительскую подушку безопасности и ABS (российской компании Итэлма), однако лишилась подогрева сидений, электроприводов боковых зеркал и музыкальной установки.
А ещё на возрождённый Largus готовы поставить систему стабилизации. Но лишь в том случае, если того потребует российское законодательство.
1717758632486.png

Впрочем, владельцам Ларгусов, вероятно, будет важнее ремонтопригодность ижевской машины. Дело в том, что каждый из импортозамещённых компонентов заново проходил валидацию на АвтоВАЗе. И это позволило заодно ввести некоторые технические усовершенствования, рассказал директор по продуктам и программам Олег Груненков. В их числе, например, съёмная шаровая опора передней подвески — теперь шарнир официально можно заменить отдельно, а не только в сборе с рычагом. Да и сам модифицированный узел по образцу Lada Vesta стал выносливее — должен проезжать больше 100 000 километров. Так что переезд в теории сделал Largus надёжнее, что точно оценят потенциальные клиенты модели.



 
  • Спасибо
Благодарности: vovanKARPO и baw
golden_dragon

golden_dragon

Новостной агрегатор
Вернуться к: Инновации будущего