Возрождение Ларгуса: главные факты о перезапуске модели в Ижевске. В августе 2022 года Ижевский завод в состоянии неопределённости: в опустевших цехах неспешно доукомплектовывали последние Весты перед переносом оборудования в Тольятти. Уже тогда было известно о планируемом обмене Весты на Ларгус, но проект казался сомнительным. Ведь дело не только в перевозке станков и оснастки. Универсалы и фургоны на платформе B0 ещё надо было перевести на российские комплектующие, найдя альтернативу санкционным деталям и агрегатам. Но в мае 2024 года конвейер вновь заработал, оживились смежные производства, в светлых цехах появились люди. А главное, вынужденную паузу в серийном выпуске Ларгуса использовали для развития самой модели.
Как теперь выпускают ЛаргусЗдесь нет никакой мнимой локализации для галочки вроде «отвёрточной» сборки из слегка подразобранных готовых машинокомплектов. Технологическая цепочка выстроена по полному циклу. Работает и собственный прессовый цех «Lada Ижевск» мощностью 300 000 деталей в год. Сейчас 41 линия и 135 прессов загружены в том числе выпуском компонентов для вторичного рынка, а по Ларгусу освоили 25 позиций — в основном лицевые панели кузова: крышу, капот, боковины, крылья, двери. До конца года их станет уже 64, рассказал нам директор по производству Сергей Бояров.
Причём речь идёт об установке как бывшей тольяттинской оснастки, так и о покупке совершенно нового оборудования, которое восполнит дефицит недоступных импортных изделий (раньше часть «железа» Ларгуса приходила из Франции и Румынии). То есть в теории подгонка и качество изготовления панелей должны вырасти. Сваривают и окрашивают кузова тоже в Ижевске. Пока палитра невелика — всего два цвета: белый «Ледниковый» и серебристый «Платина». Однако в скором времени Ларгусу добавят ещё три оттенка: «Пантера», «Борнео» и «Кориандр». Сварка тоже в процессе развития — уровень автоматизации уже довели до 9% (смонтировано 13 роботов, как, кстати, и в «малярке»), но цель — минимум 12%.
Запустили в Удмуртии также литьё и окраску пластика. Правда, сейчас завод самостоятельно выпускает лишь всякую мелочь вроде заглушек — всего пять наименований. Но уже есть договорённость со смежниками о размещении на территории «Lada Ижевск» линий по изготовлению бамперов и других крупных полимерных изделий. С остальным пока выручает Тольятти.
Сколько российских деталей теперь в Ларгусе
Директор по производству Сергей Бояров привёл любопытную статистику. Оказывается, Largus состоит примерно из 1450 деталей. В Тольятти половина компонентов была импортной — потому сборку модели и пришлось заморозить в 2022 году из-за санкций и ухода Renault. С тех пор удалось локализовать и импортозаместить около 1400 позиций (не считая мелочей вроде крепежа). Остальное доверили поставлять партнёрам «из дружественных стран». Иными словами, в основном из Китая. А что-то ещё только предстоит освоить — к примеру, приоткрывающиеся задние окна.
Сколько Lada Largus будут выпускать в Ижевске
Сейчас с конвейера каждый час сходит три автомобиля. Ларгусы движутся по линии с пропусками в три позиции — это сделано специально, чтобы сборщики-новички успели освоиться на рабочих местах без спешки и суеты. Труд работников здорово облегчает оптимизированная по опыту изготовления Весты логистика. Компоненты на конкретный пост доставляют точно вовремя, поэтому сотруднику не нужно думать, что именно поставить на эту машину, а что — на следующую. Достал деталь из коробки — и сразу прикрутил.
Впоследствии темп вырастет до 25–32 машин ежечасно. До конца 2024 года завод планирует изготовить 50 000 Ларгусов. В перспективе тираж могут увеличить и до 100 000, если модель будет пользоваться должным спросом. А в целом руководство «Lada Ижевск» очень гордится тем, что процесс удалось выстроить эффективнее, чем в Тольятти: в теории производительность местной перемонтированной линии выше. Хотя раньше озвучивали другие, ещё более оптимистичные цифры: якобы конвейер B0 способен выдавать по 60 автомобилей каждый час.
Кто собирает Largus в Ижевске
Пока завод простаивал, персонал сократился на треть — при штате в 3380 человек осталось около 900 сотрудников. Поэтому, когда окончательно стало понятно, что Ларгусу в Удмуртии быть, руководство предприятия организовало масштабную кампанию по найму сотрудников, пытаясь конкурировать с оборонкой, которая зачастую предлагает лучшие условия.
Выручил профессиональный патриотизм ветеранов. На текущий момент удалось нарастить коллектив до 2300 человек. Причём на «Lada Ижевск» вернулось 60–70% бывших работников. Начальство довольно: таких специалистов не нужно долго обучать, они знают темп местного конвейера и другие нюансы, а также привыкли к строгой дисциплине.
Какие модификации Ларгуса выпускают в Ижевске
Начали с самых ходовых версий — коммерческого двухместного фургона и пятиместного универсала в пропорции примерно 30:70. Но это соотношение гибкое. Завод готов к тому, чтобы, например, делать оба варианта поровну. Ближе к сентябрю в Ижевске должны освоить трёхрядную модификацию универсала на семь человек. А затем — до конца 2024 года — настанет черёд приподнятого исполнения Largus Cross. Двигатели — исключительно отечественные бензиновые атмосферники Lada объёмом 1,6 литра. Модернизированный восьмиклапанный вариант выдаёт 90 л.с., старший 16-клапанник развивает 106 сил. Оба сочетаются с безальтернативной пятиступенчатой «механикой», опять же — вазовского производства. Но в планах есть и газовая версия.
А вот о проекте электрического Ларгуса вазовцы говорят неохотно — мол, сейчас важнее возобновление выпуска обычной машины. Тем не менее нам удалось выяснить, что e-Largus поступит в серийное производство совсем скоро — в следующем квартале. И это будет самый локализованный электрокар в России за счёт глубокой унификации с бензиновой машиной.
Сколько стоит ижевский Largus
Стартовые цены уже известны. За пятиместный универсал в комплектации «Классик» придётся отдать минимум 1 660 000 рублей, а фургон обойдётся на десять тысяч рублей дороже. Семиместную версию в исполнении «Комфорт» планируют продавать по 1 760 000 рублей.
Что интересного в Ларгусе из Ижевска
Дебютные для новой площадки универсал с фургоном приятно удивили качеством изготовления: панели хорошо подогнаны, двери нормально закрываются, внутри ничего не болтается. Напряг только едкий химический запах в салоне. В принципе, характерный «аромат новой машины» всегда был свойственен Ларгусу, но есть ощущение, что импортозамещённый пластик и правда чуть более пахуч.
Другой странный момент связан с наполнением стартовой версии «Классик». Вазовцы уверяют, что внимательно изучили статистику спроса на Ларгусы и выбрали для возобновления производства модели самые ходовые опции, позволившие удержать стоимость в разумных рамках. В итоге машина получила кондиционер, электрические стеклоподъёмники, водительскую подушку безопасности и ABS (российской компании Итэлма), однако лишилась подогрева сидений, электроприводов боковых зеркал и музыкальной установки.
А ещё на возрождённый Largus готовы поставить систему стабилизации. Но лишь в том случае, если того потребует российское законодательство.
Впрочем, владельцам Ларгусов, вероятно, будет важнее ремонтопригодность ижевской машины. Дело в том, что каждый из импортозамещённых компонентов заново проходил валидацию на АвтоВАЗе. И это позволило заодно ввести некоторые технические усовершенствования, рассказал директор по продуктам и программам Олег Груненков. В их числе, например, съёмная шаровая опора передней подвески — теперь шарнир официально можно заменить отдельно, а не только в сборе с рычагом. Да и сам модифицированный узел по образцу Lada Vesta стал выносливее — должен проезжать больше 100 000 километров. Так что переезд в теории сделал Largus надёжнее, что точно оценят потенциальные клиенты модели.