«Гонец» и Геоскан провели успешное тестирование купольной связи на беспилотнике. АО «Спутниковая система «Гонец» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») и ООО «Геоскан» (входит в ГК «Геоскан») начали тестирование перспективного решения «Купольная связь». Разработка позволяет оперативно организовать зону покрытия связью в районе развертывания. Для этого в воздух поднимается опорное беспилотное воздушное судно (БВС), выполняющее роль подвижной базовой станции в небе, через которую абоненты получают доступ к каналам связи, интернета и навигации. Так же эту систему протестировали для работы с высотными беспилотниками и дронами для служб МЧС и скорее всего для Минобороны.
В проведенном эксперименте использовались БВС «Геоскан 201», экспериментальный бортовой радиотехнический комплекс «Гонец» и специально разработанная антенна, которая была вмонтирована прямо в крыло аппарата. Беспилотник был поднят на высоту 100-120 м, что обеспечило под ним зону покрытия с диаметром около 40 км. Передача данных выполнялась на мобильный и стационарный терминал «Гонец».
Генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Андрей Манойло: «В перспективном решении «Купольная связь» мы использовали наработки, которые применяются в реальных радиолиниях спутниковой системы «Гонец». В частности, совместно с партнерами мы разработали бортовой радиокомплекс БВС, построенный на базе спутникового малогабаритного модема образца 2025 г. Поэтому для компании «Гонец» - это реальный кейс диверсификации космических технологий. По нашей оценке, «Купольная связь» имеет большой потенциал и может найти свое применение во время поисковых и спасательных операций, в труднодоступных районах и в любых других сценариях, где требуется наличие общего канала связи для группы абонентов. Причем это могут быть не только люди, но и беспилотные объекты - например, автомобили или суда. Положительные результаты первого тестирования позволяют нам продолжить работу для решения более сложных задач, в частности, работы на других высотах и с увеличением нагруженности каналов».
Генеральный директор ООО «Геоскан» Алексей Юрецкий: «Проведенное тестирование подтверждает возможности применения БВС Геоскана в сфере связных решений. Легкие беспилотники не требуют оборудованной площадки для запуска и посадки. В зависимости от условий возможно применение БВС и самолетного, и мультироторного типов. Это позволяет использовать их в решении «Купольная связь» в локациях с ограничениями по месту запуска. Задачи текущего эксперимента успешно выполнены, и мы продолжим работы по развитию сценариев управления и автоматизации полета беспилотника в решении «Купольная связь», чтобы в перспективе оно стало «коробочным» продуктом».
В перспективном решении «Купольная связь» используется малогабаритный спутниковый модем «Гонец», разработка которого была завершена в начале марта текущего года. Рекордно малые габариты и масса в 89 г позволяют использовать его на БВС различных типов. Впервые модем в виде экспериментального образца был успешно применен в июле 2024 г. на образовательном интенсиве «Архипелаг». Тогда через него по спутниковым каналам «Гонец» был успешно получен полетный трек и выданы управляющие команды на БВС «Геоскан 201».
Решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 7 ноября 2016 г. АО «Спутниковая система «Гонец» выделены новые полосы частот.
В частности, для использования бортовыми (космическими) и наземными радиоэлектронными средствами (РЭС) глобальной многофункциональной системы персональной спутниковой связи (ГМСПСС) «Гонец-Д1М1», выделены следующие полосы:
1668-1675 МГц (Земля-космос) и 1518-1525 МГц (космос-Земля) для абонентских каналов на КА «Гонец-М1», и абонентских земных станций, а также 5150-5250 МГц (Земля-космос) и 6700-7075 МГц (космос-Земля) для магистральных каналов приемопередатчиков на КА «Гонец-М1» и земных станций сопряжения, размещаемых в г. Москва, г. Железногорск, пос. Тикси и г. Южно-Сахалинск.
В целях использования средствами перспективной негеостационарной системы спутниковой связи НССС «Гонец-ВЕБ» наряду с выделенными ранее за Обществом закреплены следующие полосы:
27500-29100 МГц, 29500-30000 МГц (Земля-космос) и 17700-18600 МГц, 18800-20200 МГц (космос-Земля) для бортового ретрансляционного комплекса САДКО-ВЕБ-КА и земных станций сопряжения, размещаемых на территории Российской Федерации.
Использование в перспективных низкоорбитальных системах, создаваемых по заказу ГК «Роскосмос», выделенных полос частот в диапазонах L, С, Кu, Ка, позволит снизить массогабаритные характеристики абонентских и бортовых устройств, в первую очередь, антенн, и увеличить скорости передачи данных в абонентских и магистральных каналах.
В проведенном эксперименте использовались БВС «Геоскан 201», экспериментальный бортовой радиотехнический комплекс «Гонец» и специально разработанная антенна, которая была вмонтирована прямо в крыло аппарата. Беспилотник был поднят на высоту 100-120 м, что обеспечило под ним зону покрытия с диаметром около 40 км. Передача данных выполнялась на мобильный и стационарный терминал «Гонец».
Генеральный директор АО «Спутниковая система «Гонец» Андрей Манойло: «В перспективном решении «Купольная связь» мы использовали наработки, которые применяются в реальных радиолиниях спутниковой системы «Гонец». В частности, совместно с партнерами мы разработали бортовой радиокомплекс БВС, построенный на базе спутникового малогабаритного модема образца 2025 г. Поэтому для компании «Гонец» - это реальный кейс диверсификации космических технологий. По нашей оценке, «Купольная связь» имеет большой потенциал и может найти свое применение во время поисковых и спасательных операций, в труднодоступных районах и в любых других сценариях, где требуется наличие общего канала связи для группы абонентов. Причем это могут быть не только люди, но и беспилотные объекты - например, автомобили или суда. Положительные результаты первого тестирования позволяют нам продолжить работу для решения более сложных задач, в частности, работы на других высотах и с увеличением нагруженности каналов».
Генеральный директор ООО «Геоскан» Алексей Юрецкий: «Проведенное тестирование подтверждает возможности применения БВС Геоскана в сфере связных решений. Легкие беспилотники не требуют оборудованной площадки для запуска и посадки. В зависимости от условий возможно применение БВС и самолетного, и мультироторного типов. Это позволяет использовать их в решении «Купольная связь» в локациях с ограничениями по месту запуска. Задачи текущего эксперимента успешно выполнены, и мы продолжим работы по развитию сценариев управления и автоматизации полета беспилотника в решении «Купольная связь», чтобы в перспективе оно стало «коробочным» продуктом».
В перспективном решении «Купольная связь» используется малогабаритный спутниковый модем «Гонец», разработка которого была завершена в начале марта текущего года. Рекордно малые габариты и масса в 89 г позволяют использовать его на БВС различных типов. Впервые модем в виде экспериментального образца был успешно применен в июле 2024 г. на образовательном интенсиве «Архипелаг». Тогда через него по спутниковым каналам «Гонец» был успешно получен полетный трек и выданы управляющие команды на БВС «Геоскан 201».
Решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 7 ноября 2016 г. АО «Спутниковая система «Гонец» выделены новые полосы частот.
В частности, для использования бортовыми (космическими) и наземными радиоэлектронными средствами (РЭС) глобальной многофункциональной системы персональной спутниковой связи (ГМСПСС) «Гонец-Д1М1», выделены следующие полосы:
1668-1675 МГц (Земля-космос) и 1518-1525 МГц (космос-Земля) для абонентских каналов на КА «Гонец-М1», и абонентских земных станций, а также 5150-5250 МГц (Земля-космос) и 6700-7075 МГц (космос-Земля) для магистральных каналов приемопередатчиков на КА «Гонец-М1» и земных станций сопряжения, размещаемых в г. Москва, г. Железногорск, пос. Тикси и г. Южно-Сахалинск.
В целях использования средствами перспективной негеостационарной системы спутниковой связи НССС «Гонец-ВЕБ» наряду с выделенными ранее за Обществом закреплены следующие полосы:
27500-29100 МГц, 29500-30000 МГц (Земля-космос) и 17700-18600 МГц, 18800-20200 МГц (космос-Земля) для бортового ретрансляционного комплекса САДКО-ВЕБ-КА и земных станций сопряжения, размещаемых на территории Российской Федерации.
Использование в перспективных низкоорбитальных системах, создаваемых по заказу ГК «Роскосмос», выделенных полос частот в диапазонах L, С, Кu, Ка, позволит снизить массогабаритные характеристики абонентских и бортовых устройств, в первую очередь, антенн, и увеличить скорости передачи данных в абонентских и магистральных каналах.