РЖД запустили первый беспилотный электропоезд «Ласточка» на Московском центральном кольце, что стало значимым шагом в развитии автономного железнодорожного транспорта РФ. Состав управляется автоматикой с использованием системы компьютерного зрения, которая анализирует ситуацию, принимает решения и выполняет действия без вмешательства человека. Тем не менее машинист пока остается в кабине для контроля. Между тем, согласно планам, уже к 2026 году будет запущен полностью беспилотный электропоезд с четвертым уровнем автоматизации, который не нуждается в присутствии машиниста.
Стоит отметить, что внедрение автоматических систем управления на железной дороге в РФ началось еще в 80-е годы прошлого века. Эти системы позволяли снизить нагрузку на машинистов и экономить топливо, однако до полной автономности было очень далеко.
Если же говорить обо всем мире, наибольшее распространение автоматизация получила в метро, где в некоторых странах уже функционируют полностью беспилотные поезда. В то же время железная дорога, в отличие от метро, проходит по открытым пространствам с пассажирскими платформами, что требует учета множества сценариев и более жестких требований безопасности. Именно поэтому полностью беспилотные электрички до сих пор не получили широкого применения в мире.
Напомним, что первое тестирование отечественной беспилотной «Ласточки» прошло в 2019 году на экспериментальном полигоне в Щербинке. Система успешно продемонстрировала способность тормозить перед препятствиями, доказав, что автопилот реагирует быстрее человека. Время реакции системы составляет 0,3 секунды, в то время как у человека – больше одной секунды.
История появления «Ласточки» восходит к подготовке к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, когда было необходимо быстро создать скоростные поезда для транспортировки пассажиров. Первоначально такие составы производились в Германии совместно с компанией Siemens, а затем их производство перенесли на завод «Уральские локомотивы».
В 2023 году, после отказа Siemens от сотрудничества, РФ представила полностью отечественную версию поезда под названием «Финист». Эти новые поезда способны разгоняться до 160 км/ч, обладают высокой степенью локализации и работают в трех регионах страны.
Так вот, в упомянутом выше 2026 году на маршруты выйдет не «Ласточка», а ее обновленная версия – поезд «Финист», который станет первым полностью беспилотным составом в России.
Автономизация транспортных средств в РФ не ограничивается железнодорожным транспортом. В Санкт-Петербурге и Москве уже работают беспилотные трамваи, оснащенные системами «Когнитивный пилот». Аналогичные технологии будут постепенно внедряться и на железных дорогах.
При этом, несмотря на рост беспилотного транспорта, сокращения рабочих мест для машинистов не предвидится. Они перейдут на новые роли операторов и диспетчеров, контролирующих работу автономных систем.
Стоит отметить, что внедрение автоматических систем управления на железной дороге в РФ началось еще в 80-е годы прошлого века. Эти системы позволяли снизить нагрузку на машинистов и экономить топливо, однако до полной автономности было очень далеко.
Если же говорить обо всем мире, наибольшее распространение автоматизация получила в метро, где в некоторых странах уже функционируют полностью беспилотные поезда. В то же время железная дорога, в отличие от метро, проходит по открытым пространствам с пассажирскими платформами, что требует учета множества сценариев и более жестких требований безопасности. Именно поэтому полностью беспилотные электрички до сих пор не получили широкого применения в мире.
Напомним, что первое тестирование отечественной беспилотной «Ласточки» прошло в 2019 году на экспериментальном полигоне в Щербинке. Система успешно продемонстрировала способность тормозить перед препятствиями, доказав, что автопилот реагирует быстрее человека. Время реакции системы составляет 0,3 секунды, в то время как у человека – больше одной секунды.
История появления «Ласточки» восходит к подготовке к Олимпийским играм 2014 года в Сочи, когда было необходимо быстро создать скоростные поезда для транспортировки пассажиров. Первоначально такие составы производились в Германии совместно с компанией Siemens, а затем их производство перенесли на завод «Уральские локомотивы».
В 2023 году, после отказа Siemens от сотрудничества, РФ представила полностью отечественную версию поезда под названием «Финист». Эти новые поезда способны разгоняться до 160 км/ч, обладают высокой степенью локализации и работают в трех регионах страны.
Так вот, в упомянутом выше 2026 году на маршруты выйдет не «Ласточка», а ее обновленная версия – поезд «Финист», который станет первым полностью беспилотным составом в России.
Автономизация транспортных средств в РФ не ограничивается железнодорожным транспортом. В Санкт-Петербурге и Москве уже работают беспилотные трамваи, оснащенные системами «Когнитивный пилот». Аналогичные технологии будут постепенно внедряться и на железных дорогах.
При этом, несмотря на рост беспилотного транспорта, сокращения рабочих мест для машинистов не предвидится. Они перейдут на новые роли операторов и диспетчеров, контролирующих работу автономных систем.